Если в онтологическом плане при ответе на вопрос "как устроен мир?" эти два подхода - монистический и плюралистический - борются друг с другом, то в методологическом плане, то есть в ответе на вопрос "един ли метод мышления о мире?", СМД-подход гораздо более жесток, ибо он исходит из принципа методологического монизма.
Представим себе эти разные подходы в виде простейшей матрицы:
методологическое |
онтологическое |
|
монистический |
СМД |
|
плюралистический |
Даже признавая наличие многих разных начал (миров) помимо мира Д, СМД-подход исходит из концепции методологического монизма и занимает левую колонку.
В соответствии с радикальной точкой зрения не существует ничего, кроме Д, все, что не Д, может быть сведено к Д - как ее проявления, модусы существования, эффекты и т.д.
Методологический монизм выражается в том, что деятельностные представления и деятельностный подход рассматриваются как основание всего комплекса социально-гуманитарного знания.
Если вернуться к спорам неокантианцев и неофихтеанцев в середине 19 века - к вопросу о том, какая дисциплина лежит в основании наук о духе (о культуре), было две основных точки зрения. Одна утверждала, что в основании наук о культуре лежит исторический подход и история как особая дисциплина. Другая точка зрения утверждала, что в основании лежит психологический подход и психология как особая дисциплина.
Отвечая на этот вопрос, СМД-подход утверждает, что в основании всего здания социально-гуманитарного знания, всех социально-гуманитарных дисциплин лежит теория Д и деятельностный подход. Социология, психология, культурология, экономика, политология и любые другие дисциплины и соответствующие типы знания возникают и формируются на базе представлений из теории Д, как бы вырастая на ее основе, а также могут быть выведены и сведены к этим базовым теоретико-деятельностным представлениям.
Итак: теория Д есть ядро социально-гуманитарного знания, она отвечает на вопрос "что лежит в основании любых социокультурных явлений", эти социокультурные явления должны быть описаны и объяснены за счет выведения соответствующих наборов знаний из теории Д, на ее основе; общим для всех социально-гуманитарных наук является деятельностный подход; если использовать традиционную философскую проблематику явления и сущности, то можно утверждать, что социальные, культурные, психологические, антропологические, политические и другие феномены - это явления, а их сущностным основанием является Д, деятельностные процессы, акты Д, системы Д.
Последний принцип я обсуждал во второй лекции, когда рисовал схему из трех колонок. В первом ряду лежали формы организации хозяйства (ФОХ), а во втором лежали те деятельностные организованности или искусственные процессы, которые являются сущностью, ядром перечисленных ФОХ. Тезис о том, что хозяйство не сводится к Д, но в ядре любой ФОХ лежит Д, является реализацией названного принципа. Само хозяйствование, формы его организации как бы нарастают на этом деятельностном ядре. В другой версии можно сказать, что это ядро эволюционирует, в том числе может редуцироваться, а вокруг этих редуцированных форм нарастают жизненные, жизнедеятельностные, социальные, социально-психологические и другие образования.
Вопрос о том, существует ли в других ФОХ экономическое, для меня бессмысленен, поскольку я разделяю разные ФОХ. Это есть метод изоляции, метод построения полярных типов. Разные ФОХ могут пересекаться, накладываться друг на друга, взаимно ассимилировать друг с другом, но это - вопросы конкретного локального, регионального описания или анализа метаморфоз хозяйственных укладов. Если мы движемся в рамках самой типологии, то можно сказать, что экономическая ФО есть один нарост на Д, а технологическая - другой и они друг от друга отличаются.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.