1 Теоретические основы анализа и экономического обоснования инновационной деятельности предприятия
1.1 Теоретична сутність та економічний зміст інноваційної діяльності
Основной формой реальных инвестиций являются инновационные инвестиции, которые реализуются в процессе инновационной деятельности предприятия. Согласно Закону Украины "Об инновационной деятельности" от 4 июля 2002 года № 40 - IV, инновации — это вновь созданные (примененные) и (или) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно технические решения производственного, административного, коммерческого или другого характера, которые существенно улучшают структуру и качество производства и (или) социальной сферы
Значение термина "инновация" зависит от конкретной цели исследования, измерения или анализа объекта. В связи с этим различают такие основные типы инноваций:
- товарная инновация — введение нового продукта;
- технологическая инновация — введение нового метода производства;
- рыночная инновация — создание нового рынка товаров или услуг;
- маркетинговая инновация — освоение нового источника снабжения сырья или полуфабрикатов;
- управленческая инновация — реорганизация структуры управления;
- социальная инновация — внедрение мероприятий по улучшению жизни населения;
- экологическая инновация — внедрение мероприятий по охране окружающей среды [9, с. 160].
Инновационная деятельность включает в себя процесс доведения научной идеи или технического изобретения до стадии практического использования, которое приносит доход, а также связанные с этим процессом технико-экономические и другие изменения в социальной среде.
В связи с этим, объектами инновационной деятельности являются:
- инновационные программы и проекты;
- новые знания и интеллектуальные продукты;
- производственное оборудование и процессы;
- инфраструктура производства и предпринимательства;
- организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или другого характера, которые существенно улучшают структуру и качество производства и социальной сферы;
- сырьевые ресурсы, средства их добычи и переработки;
- товарная продукция;
- механизмы формирования потребительского рынка и сбыта товарной продукции.
Чаще всего объекты инновационной деятельности выступают в форме инновационного проекта — это комплекс документов, который определяет процедуру и комплекс всех необходимых мер (в том числе инвестиционных) относительно создания и реализации инновационного продукта или инновационной продукции.
Инновационным называется проект, которым предусматриваются разработка, производство и реализация инновационного продукта и (или) инновационной продукции. Государственная поддержка реализации инновационного проекта, предоставляется при условии его государственной регистрации.
Таким образом, инновация — это нововведение, связанное с научно-техническим прогрессом (НТП), участвующее в возобновлении основных фондов и технологий, в совершенствовании управления и экономики предприятия.
Инновации являются необходимым условием развития производства, повышения качества и количества продукции, появления новых товаров и услуг. В рыночных условиях инновации охватывают всю экономику, включая производственные силы (средства производства, обучение работников) и производственные отношения (формы и методы управления, разделения, специализации и кооперации труда).
Специфика инновационной деятельности заключается в особенностях управления инновационным потенциалом, который имеется в той или другой организации, в рамках функциональных аспектов управления (планирование, организация, мотивация, контроль).
Инновационный потенциал — это способность хозяйства (вообще) или субъекта ведения (в частности) хозяйства делать новую, наукоемкую продукцию, которая отвечает требованиям рынка (особенно мирового) и содержит в себе:
- производственные мощности для производства средств производства;
- профессиональный и научно-технический состав персонала;
- мощности экспериментальной базы, связанной с подготовкой нового производства;
- инструмент и оснастка для проведения наукоемких операций;
- возможности внедрения нововведений и его контроля.
Процесс введения новации на рынок принято называть коммерциализацией. Период времени между появлением новации и воплощением называется инновационным лагом.
Под инновациями в широком значении понимается прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или другого характера [25, с. 59-62].
Ключевую роль в инициации инновационных процессов играет научная сфера, которая регулируется Законом Украины «Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.