Инновации на современном этапе развития экономики становятся главным средством сохранения конкурентоспособности и неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Следует учитывать, что время постоянно обесценивает существующие продукты и технологии, поэтому для избегания технологического отставания нововведения следует прогнозировать и заниматься ими постоянно, а не только тогда, когда наступают критические обстоятельства. Продуктовые, технологические и организационные нововведения взаимосвязаны, поэтому проводить их следует комплексно
Следовательно, главными принципами управления нововведениями является:
- принцип непрерывного прогнозирования инновационной ситуации;
- принцип динамического предупреждения технологического отставания;
- принцип системного внедрения новостей во взаимосвязанных сферах предпринимательской деятельности;
- принцип сочетания инвестиций с инновациями;
- принцип сочетания финансового и инженерного анализа результативности нововведений.
Если деньги на нововведения взяты из бюджетных средств, любые нововведения с минимальной прибылью предприятию выгодны. В условиях самофинансирования деньги для реализации научно-технической документации берутся из оборотных средств предприятия, поэтому инновационный менеджер должен искать убедительные аргументы, обосновать необходимость нововведений и соответствующих капитальных вложений в будущее развитие предприятия для сохранения им достойного места на рынке товаров и услуг [71, с. 72].
Период времени от зарождения идеи, ее разработки, к внедрению инновации называют жизненным циклом нововведения. С учетом последовательности проведения работ жизненного цикла нововведения, всю эту деятельность рассматривают как инновационный процесс.
Развитие рынка и конкуренция не только стимулируют, но и заставляют коммерческие организации принимать участие в формировании рынка нововведений по следующим направлениям:
- развитие личной научно-технической базы для проведения НИОКР;
- проведение исследований на кооперационных принципах с другими организациями;
- приобретение лицензий на право производства товаров или услуг;
- покупка готового изделия, технологии, ноу-хау и другой интеллектуальной собственности.
Основным условием формирования рынка инновации является объем инвестиций как в сфере научной, так и научно-технической деятельности. Учитывая протяженность инновационного процесса 3-5 лет, главную роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, которые обеспечивают финансирование новаций в течение всего жизненного цикла.
Инновационный процесс осуществляется в четыре стадии (табл. 1.1).
Несвоевременное осуществление нововведений приводит к ситуации, когда обстоятельства побуждают осуществлять резкие изменения в короткий период времени с большими расходами ресурсов и чрезвычайным напряжением. Следствием этого может стать не только потеря прибыли, но и вообще разрушение предприятия или организации [44, с. 35].
Таблица. 1.1. Стадии инновационного процесса
Стадии инновационного процесса |
1. Фундаментальные исследования в академических институтах, высших учебных заведениях, специализированных лабораториях. Бюджетное финансирование на безвозвратной основе. |
II. Исследование приказного характера. Проводятся во всех научных организациях Финансируются как из бюджета, так и за счет заказчиков. Исследование не всегда прогнозируются и носят поэтому рисковый характер. |
|
III. Проводятся опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Проводятся в подразделениях научно-исследовательских институтов, специализированных лабораториях, подразделениях больших промышленных предприятий. Финансируются как из государственного бюджета, так и за счет заказчиков, а также за собственные средства. |
|
IV. Проводится процесс коммерциализации, начиная с внедрения в производство, выхода на рынок и продаже продукта. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.