где j = ρ∙g.
Первое слагаемое правой части уравнения (4.36) называется динамическим напором колеса, который в диффузоре может быть преобразованы в статистический.
Сумма двух последних слагаемых в уравнении (4.36) физически отражает прирост статистического давления в рабочем колесе.
Первое слагаемое этой суммы отражает приращение статистического давления за счет действия центробежных сил, действующих на массу m при радиусе r и угловой скорости w.
Второе слагаемое этой суммы есть приращение статического давления из-за торможения потока в межлопаточном канале.
Отношение:
(4.40)
представляет собой долю перепада давлений ступени, созданную в рабочем колесе и называется степенью реактивности ступени.
В рабочем колесе осевого нагнетателя изменение давления происходит только за счет изменения относительной скорости в каналах, и работа ступени нагнетателя будет:
(4.41)
Сравнивая (4.36) и (4.41), можно показать, что при сопоставимых условиях в ступени центробежного нагнетателя достигается большее отношение давлений, чем в осевом, т.е. осевой нагнетатель имеет большее число ступеней.
Уравнение объемной производительности нагнетателя V можно записать из уравнения неразрывности в любом цилиндрическом сечении:
V1 = π ∙ Д1 ∙ в1 ∙ с1r ∙ μ1, (4.42)
где μ1 – коэффициент заполнения сечения межлопаточного канала активным потоком с учетом конечной толщины лопаток. Обычно μ1 = 0,85 – 0,95.
Давление на выходе из любого элемента ступени нагнетателя зависит от вида рабочего тела.
Для компрессора ρ = var в общем случае изменение состояния определяется политропой p∙vn = const.
Давление на выходе из рабочего колеса:
. (4.43)
Для насоса или вентилятора (p = const) для давления за рабочим колесом можно получить:
. (4.44)
Если c2 – скорость на выходе из ступени, то р2 – давление за ступенью.
На показатели нагнетателя влияют формы лопаток и угол лопатки на выходе β2л.
Конструктивно проточные части центробежных нагнетателей сводятся к трем типам рабочих колес (рис 4.16):
– компрессорные (β2л < 90°) загнутые назад;
– вентиляторные (β2л > 90°) загнутые вперед;
– авиационного типа (β2л = 90°) радиальные.
Рис. 4.16. Различные формы лопаток рабочего колеса нагнетателя
Отношение c2u/2 = φ2 называют
коэффициентом напора. Если полагать
c1u = 0,
т. е. φ1 = c2u/ u1 =
0, то из (4.34) получим:
. (4.45)
При равенстве скоростей с1, w, u, на входе в колесо и одинаковые для все трех типов колес и одинаковые для всех трех типов колес засечения u2, получим, что при β2л > 90° имеем наибольший напор в соответствие с коэффициентом φ2.
В реальной конструкции нагнетателя для передачи потоку энергии ее количество должно быть большим чем в идеальном нагнетателе, что связано с потерями: гидравлическими, вызванными трением и вихреобразованием в проточной части, утечками рабочего тела как в окружающую среду, так и внутри проточной части, а также механическими потерями.
Кроме того, число рабочих лопаток всегда конечно, а не бесконечно, как это предполагалось при выводе формулы Эйлера (4.34)
Конечное число лопаток Zл
в ступени нагнетателя учитывается коэффициентом φ, равным относительно c2u/.
. (4.46)
Формула (4.46) показывает, что влияние вращательного
движения возрастает при малом числе лопаток, большой скорости вращения u2 и малых .
Влиянию вихревого движения подвержены колеса, у которых β2 > 90°.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.