Следовательно,
. (4.94)
Чем больше относительная скорость wлна вогнутой стороне рабочей лопасти близ входа в межлопастные каналы, тем большие при заданной w1 значение λ и тем меньше рмин и более вероятна кавитация.
Насосные установки, выполненные по схеме рис. 4.35, б, характерны для теплоэнергетических систем электрических станций и промышленности.
Роторные насосы относятся к группе объемных машин и по конструктивным признакам в основном подразделяются на шестеренные, винтовые, пластинчатые насосы.
Конструкция шестеренного насоса проста (рис. 4.36). Главными рабочими деталями шестеренного насоса являются две одинаковые шестерни, находящиеся в зацеплении, помещенные в плотно охватывающий их корпус. Ведущая шестерня получает вращение от двигателя.
Рис. 4.35. Взаимное расположение насоса и резервуара жидкости при разных температурах окружающей среды |
Рис. 4.36. Схема шестеренного |
При вращении шестерен происходит всасывание жидкости через патрубок В, а через патрубок Н – нагнетание.
Полость всасывания образуется там, где зубья выходят из зацепления и впадины между зубьями освобождаются.
В шестеренных насосах применяются главным образом шестерни с зубьями эвольвентного профиля, которые нечувствительны к изменению расстояния между осями вращения и просты в изготовлении.
Теоретическая подача насоса за один оборот шестерни равна V´т = 2m b π DH и средняя теоретическая подача Vт = 2m b n π DH, где 2m – высота зуба (m – модуль зацепления); DH – диаметр начальной окружности шестерни; b – длина зуба (ширина шестерни); n – частота вращения шестерни.
С учетом объемных потерь, учитываемых объемным КПД, действительная средняя подача насоса определяется по формуле
V = 2 m b n π Dн η0. (4.95)
При вращении шестерен жидкость, заключенная в пространстве между зубьями (рис. 4.37), подвергается сжатию вследствие уменьшения защемленного объема, что приводит к значительному росту давления.
В результате возрастает нагрузка на зубья и, как следствие, на подшипники насоса. При выходе зубьев из зацепления давление в защемленном объеме резко падает, и там может начаться выделение газов из жидкости, ухудшающих ее качество. Для устранения такого нежелательного явления применяются различные конструктивные меры: узкие канавки на нерабочих торцевых поверхностях зубьев, специальные радиальные каналы в шестернях у основания впадин, выемки в торцевых крышках корпуса и др. Устройство таких зазоров увеличивает перетечки жидкости и снижает объемный КПД насоса, который принимают равным 0,7 – 0,9.
Шестеренные насосы реверсивны, т.е. при изменении направления вращения шестерен поток жидкости изменяет направление своего движения на обратное, и обратимы, т. е. при подводе к ним жидкости под давлением они будут развивать крутящий момент и работать в режиме гидродвигателя.
Шестеренные насосы широко применяются для перекачивания нефтепродуктов и других жидкостей, не вызывающих коррозии рабочих органов насоса, обладающих смазывающей способностью.
В теплоэнергетике шестеренные насосы известны как масляные насосы в системах смазки двигателей и гидросистемах управления и автоматики и как топливные насосы для подачи топлива в камеры сгорания. Насосы типа ШГ выпускаются на подачу 0,6 – 22 м3/ч и давление 0,25 – 2,5 МПа, типа Ш (насосы с обогревом) на подачу 0,8 – 14 м3/ч и давление 0,15 – 1,0 МПа и типа ШФ (насос фланцевый) на подачу 0,8 – 5,8 м3/ч и давлений 0,4 – 1,6 МПа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.