Рис. 4.14. Изменение параметров рабочего тела в характерных сечениях ступени |
Рис. 4.15. Ступень осевого нагнетателя: 1 – входной патрубок; 2 – рабочее колесо; |
С точки зрения аэродинамики течение рабочего тела в ступени осевого нагнетателя более благоприятно, чем в радиальном, так как отсутствует изменение направления потока. КПД осевых многоступенчатых нагнетателей выше, чем радиальных.
Затраты работы в ступени нагнетателя определяются взаимодействием между потоком газа, движущимся в проточной части, и ограничивающим его движение стенками канала.
Подвод энергии в ступени нагнетателя вызывает изменение абсолютной с, относительной N и окружной U скоростей.
Для анализа взаимодействия в проточной части и ступени нагнетателя примем допущения: вязкость рабочего тела не принимается во внимание; поток в каналах колеса ассиметричен, т.е. все струи одинаковы; линии тока рабочего тела в каналах эквивалентны профилю лопаток.
Это возможно, если число лопаток бесконечно велико, а их толщина мала и не влияет на поток.
Сила воздействия на поток рабочего тела со стороны лопаток определяется их профилем и разностью давлений и может быть найдена из рассмотрения закона о моменте количества движения.
Изменение скорости элементарной массы dm в течение времени τ от с1 до с2 вызвано действием силы Р, приложенной и рассматриваемой массе. т. е.:
Р∙dτ = dm (c1 – c2). (4.31)
Используя проекции скоростей на направление окружной скорости, можно получить:
Рu∙dτ = dm (c1u – c2u), (4.32)
где Рu – окружное усилие.
Формула (4.31) выражает теорему Эйлера об изменении количества движения.
Векторы скоростей, входящие в формулу (4.31) определяются из входного и выходного треугольников скоростей и, таким образом, связаны с параметрами ступени.
Если рассмотреть момент силы Рu, действующей со стороны лопаток на элементарную массу газа, то можно получить:
dM = dm (c2u ∙ r2 – c1u∙ r1), (4.33)
где r1, r2 – соответственно радиусы расположения входной и выходной лопаток.
Элементарная работа, переданная газу,
dl = dM ∙ ω = dm (u2 ∙ c2u – u1 ∙ c1u), (4.34)
где ω – угловая скорость вращения решетки.
Интегрируя (4.34) в пределах между сечениями 1 и 2 и, переходя к 1 кг рабочего тела, можно получить
l = (c2u ∙ u2– c1u ∙ u1), (4.35)
Уравнение (4.35) носит название уравнения Эйлера или основного уравнения турбонагнетателей.
Рассматривая правую часть уравнения (4.34) можно
заключить, что при
u2 = const и u1 = const, работа,
переданная рабочему телу, максимальна при
c1u = 0,
а это возможно при α = 90°.
В этом состоит определяющий принцип в конструировании геометрии входной части рабочего колеса и выборе расчетного режима. Если это условие соблюдается и lmax = c2u ∙ u2, то максимальная работа при заданном (u2)max, определенном из условия прочности материала рабочего колеса и его конструкции, будет зависеть от значения c2u, а следовательно, от формы лопатки в выходном сечении колеса.
Уравнение удельной работы можно получить, выражая c1u c2u из треугольников скоростей через окружные относительные и абсолютные скорости:
. (4.36)
Понятие напора Н связано с работой l соотношением:
l = g∙H. (4.37)
Другой вид такой связи:
Н = (u2 ∙ c2u – u1 ∙ c1u)/g. (4.38)
Из гидромеханики известно соотношение:
∆p = j∙H, (4.39)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.