Комплексный подход к сбору, подготовке и транспортированию газа в районах Крайнего Севера (Обзорная информация), страница 25

Расчетное значение коэффициента гидравлического сопротивления А по формулам (3.2) и (3.3) при 5ег = 25000000 и  К = 30 мки составляет!

47


0,0107. Значение фактического коэффициента гидравлического сопротнв -ления 2 ф , полученное на основе упомянутой выше методики расчетов гидравлики потоков сухого газа с использованием диспетчерских дяияит по значениям расхода, давлений и температур, составляет 0,0113. Отсю­да для коэффициента гидравлической эффективности Е , определяемого из известного соотношения

e=J-Ae1,(з.8)

получим значение 0,975. Ясно, что в данном случае диспетчерская оцен­ка коэффициента гидравлического сопротивления (интегрального по всем восьми ниткам ямбургского коридора) занижена на 12$ по сравнению  со значением Е , полученным на основе строгого решения задачи по  опре­делению термогазодинамических параметров трубопроводной транспорта -ровки газа.

В заключение отметим то обстоятельство, что даже полная закупор­ка одной из трубопроводных ниток рассматриваемого коридора газопрово­дов не в состоянии вызвать понижения коэффициента гидравлической эф­фективности до значений 0,65-0,7 вследствие того, что эти газопроводы благодаря многочисленным открытым перемычкам представляют собой еди­ную гидравлическую систему.

3.4. Критерий выбора типоразмера газосборных трубопроводов

По мере обустройства газоконденсатдого или газового месторовде -ния на стадии промышленной эксплуатации и падающей добычи большую роль играет задача оптимизации формирующейся структуры внутрипромыс -ловой сети газопроводов (шлейфов газопроводов - коллекторов неочищен­ного газа), обеспечивающей эффективность и надежность работы системы сбора и промысловой обработки.

Решается эта задача как на основе оптимального объединения про­мысловых газопроводов в единую работоспособную транспортную систему, так и с помощью рационального выбора диаметров сооружаемых трубопро -водов, поскольку именно величина диаметра газопровода (при его фикси­рованной протяженности) определяет гидравлические потери на трение, режимы перекачки, структуры газожидкостных потоков в рельефных трубо­проводах при наличии в газе капельной жидкости.

Действующими нормативными документами по разработке газовых или газоковденсатннх месторождений величина потерь давления в газопрово -- шлейфах и промысловых коллекторах не регламентируется, а вопро-


сы обеспечения устойчивых режимов перекачки скважинной газожидкостной продукции в течение всего периода разработки месторождения вообще не рассматриваются.

Обычно в проектах диаметры промысловых газопроводов рассчитыва -ются для условий, соответствующих максимальной добыче газа и  конден­сата. В связи с этим в течение длительного периода падающей добычи газосборная система, как правило, эксплуатируется с недогрузкой, что приводит к уменьшению скоростей газоконденсатных потоков до значении, при которых происходят процессы выпадения из потока капельной жидкос­ти (в общем случае  конденсата, пластовой вода, растворов ингибито  -ров), ее накопления в пониженных участках газопроводов и расслоения газоконденсатоводяной смеси. Указанные процессы обычно сопровождаются ростом пульсаций расходных параметров, связанных с периодическим  пе­рекрытием волнами жидкости канала газа. Это перекрытие - движущиеся жидкостные пробки - приводят незакрепленные (незащепленные) трубопро­воды в колебательное движение с образованием в стенках труб знакопе -ременных нагрузок, а иногда и к сдвигу и сбрасыванию пригрузов.

В этих условиях при наличии в отслоенной воде агрессивных компо­нентов значительно интенсифицируется коррозионное разрушение труб за счет кавитационного разрушения, абразивного износа, коррозионной  ус­талости металла и электрохимической коррозии.

Кроме того, пробковые потоки отличаются высокой степенью нерав­номерности режимов перекачки скважинной продукции, способствуя "зал­повым" выбросам жидкости в разделительные секции промысловых сепара­торов, что существенно снижает эффективность их работы.