Расчетное значение коэффициента гидравлического сопротивления А по формулам (3.2) и (3.3) при 5ег = 25000000 и К = 30 мки составляет!
47
0,0107. Значение фактического коэффициента гидравлического сопротнв -ления 2 ф , полученное на основе упомянутой выше методики расчетов гидравлики потоков сухого газа с использованием диспетчерских дяияит по значениям расхода, давлений и температур, составляет 0,0113. Отсюда для коэффициента гидравлической эффективности Е , определяемого из известного соотношения
e=J-Ae1,(з.8)
получим значение 0,975. Ясно, что в данном случае диспетчерская оценка коэффициента гидравлического сопротивления (интегрального по всем восьми ниткам ямбургского коридора) занижена на 12$ по сравнению со значением Е , полученным на основе строгого решения задачи по определению термогазодинамических параметров трубопроводной транспорта -ровки газа.
В заключение отметим то обстоятельство, что даже полная закупорка одной из трубопроводных ниток рассматриваемого коридора газопроводов не в состоянии вызвать понижения коэффициента гидравлической эффективности до значений 0,65-0,7 вследствие того, что эти газопроводы благодаря многочисленным открытым перемычкам представляют собой единую гидравлическую систему.
3.4. Критерий выбора типоразмера газосборных трубопроводов
По мере обустройства газоконденсатдого или газового месторовде -ния на стадии промышленной эксплуатации и падающей добычи большую роль играет задача оптимизации формирующейся структуры внутрипромыс -ловой сети газопроводов (шлейфов газопроводов - коллекторов неочищенного газа), обеспечивающей эффективность и надежность работы системы сбора и промысловой обработки.
Решается эта задача как на основе оптимального объединения промысловых газопроводов в единую работоспособную транспортную систему, так и с помощью рационального выбора диаметров сооружаемых трубопро -водов, поскольку именно величина диаметра газопровода (при его фиксированной протяженности) определяет гидравлические потери на трение, режимы перекачки, структуры газожидкостных потоков в рельефных трубопроводах при наличии в газе капельной жидкости.
Действующими нормативными документами по разработке газовых или газоковденсатннх месторождений величина потерь давления в газопрово -- шлейфах и промысловых коллекторах не регламентируется, а вопро-
сы обеспечения устойчивых режимов перекачки скважинной газожидкостной продукции в течение всего периода разработки месторождения вообще не рассматриваются.
Обычно в проектах диаметры промысловых газопроводов рассчитыва -ются для условий, соответствующих максимальной добыче газа и конденсата. В связи с этим в течение длительного периода падающей добычи газосборная система, как правило, эксплуатируется с недогрузкой, что приводит к уменьшению скоростей газоконденсатных потоков до значении, при которых происходят процессы выпадения из потока капельной жидкости (в общем случае конденсата, пластовой вода, растворов ингибито -ров), ее накопления в пониженных участках газопроводов и расслоения газоконденсатоводяной смеси. Указанные процессы обычно сопровождаются ростом пульсаций расходных параметров, связанных с периодическим перекрытием волнами жидкости канала газа. Это перекрытие - движущиеся жидкостные пробки - приводят незакрепленные (незащепленные) трубопроводы в колебательное движение с образованием в стенках труб знакопе -ременных нагрузок, а иногда и к сдвигу и сбрасыванию пригрузов.
В этих условиях при наличии в отслоенной воде агрессивных компонентов значительно интенсифицируется коррозионное разрушение труб за счет кавитационного разрушения, абразивного износа, коррозионной усталости металла и электрохимической коррозии.
Кроме того, пробковые потоки отличаются высокой степенью неравномерности режимов перекачки скважинной продукции, способствуя "залповым" выбросам жидкости в разделительные секции промысловых сепараторов, что существенно снижает эффективность их работы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.