Комплексный подход к сбору, подготовке и транспортированию газа в районах Крайнего Севера (Обзорная информация), страница 16

В табл.2.3 приведены расчетные значения давления и температуры вдоль газопровода (для климатических и геокриологических условий на­чального участка Ямбургского МГ) при различных вариантах транспорти­ровки сухого природного газа. Эти промоделированные варианты позво­ляют оценить влияние сезонности эксплуатации, загруженности газопро­водов, их непроектного (реального) положения в грунте и нестандарт -ности шага между Ямбургской и Индийской КС (190 км вместо 100-120 км) на динамику изменения давления и температуры газа вдоль газопровода. Температура газа на входе в газопроводы принималась в соответствии с диспетчерскими данными НУМГа равной -4,4 и +7°С в холодное и теплое время года соответственно.

Варианты I и П моделируют распределения давления и температуры газа вдоль газопроводов, занимающих соответственно фактическое и проектное положения з грунтах основания, для холодного периода года при проектной производительности одной нитки МГ 65 млн.м3/сут. Забе­гая вперед скажем, что наличие оголенных участков в газопроводе (суммарная длина  ~" 7 км) обусловливает охлаждение ,газа приблизите -льно на 1°С ниже проектного варианта.

Варианты Ш и 1У моделируют аналогичные распределения давления и температуры для теплого времени года.

Табличные данные свидетельствуют о том, что разности соответст­вующих продольных температурных полей, -возникающие вследствие смеще­ния уровня залегания трубопроводов относительно проектного, ориенти­ровочно составляют не более" 1°С по всей длине газопроводов.

Вариант У отвечает всем условиям варианта I кроме уменьшенной расходной нагрузки - суточный объем перекачиваемого по одной  нитке газа принят равным 50 млн.м3. Расчеты показывают, что депрессия тем­пературы газа вдоль недогруженного газопровода будет меньше, чем для полностью загруженного газопровода. Это обстоятельство объясняется тем, что при уменьшении загруженности газопровода на формирование температуры газа большее влияние начинает оказывать внешний теплооб­мен между транспортируемым газом и вмещающими массивами грунтов  ос­нования, чем дроссель-эффект.

Варианты У1 и УП моделируют распределения давления и температу­ры газа вдоль газопровода в случае, если бы между Нмбургской и  пер­вой промежуточной компрессорными станциями был бы выбран стандартный -пространственный шаг (с сохранением степени сжатия центробежных наг­нетателей вариантов П и 1У соответственно). В расчетах в качестве такого стандартного шага между КС используется расстояние 120 км. Сравнение соответствующих температурных депрессий показывает,    что принятое в проекте увеличенное расстояние между КС для условий  рас-

31



СО

см

а м

Ч

on о   -

К

К-

9


ю ю

»    * СО  СО

N Н   •   • М  Н  СМ  СО  О}

O> О Ю Ю M CO ^

ffl ^ «О О H О

(О (О CO CO > (С (О

СМ  0>         СО  00

• О  CD   •    «СМ

ю м i-i ю а> ю

S  О>       (1     Н  Ю  Ю

CO CO CO CD C4» CD CD

 8

^f О  О  ^  ^*  О

g g 3 11

Ю Ю Ю Ю О Ю Ю

юto to to юoo oo


 м

 да

m

H

ffl

ct)

I»*

CD

о


сматриваемого региона   в теплое время года не предъ­являет дополнительных тре­бований к качеству  подго­товки газа на головных со­оружениях Ямбургского ГКМ, поскольку оно не приводит к понижению температуры газа в конце первого линей­ного участка (см.табл.2.3, варианты УП и 1У, где    в обоих случаях температура в конце расчетного участка составляет -3,6°С).    Что касается требований к  ка­честву подготовки газа  в холодный период года, то они при принятом в проекте увеличенном шаге между КС несколько ослабляются, по­скольку в этом случае тем­пература газа на входе   в первую промежуточную КС на 3°С превышает значение ко­нечной температуры,   кото­рую газ приобретал бы при выборе стандартного  шага между КС (см.табл.2.3, ва­рианты  У1и П, где   значе­ние   t H составляет -14,2 и -П,0°С соответственно).

Отметим здесь,   что вследствие частичного сме­шения потоков газа Ямбург­ского месторождения с  бо­лее "теплым" газом  место­рождения Медвежье, который ежесуточно в объеме     40-45 млн.м3 подается в    Ям-бургский коридор МГ за 2,5 км до северного охран-