Комплексный подход к сбору, подготовке и транспортированию газа в районах Крайнего Севера (Обзорная информация), страница 21

Здесь уместно отметить, что понижение температуры газа ниже,

40


чем точка росы газа по воде и углеводородам при дросселировании  до атмосферного давления характерно и для других газопроводов.

Требование по глубине обработки газа установить с учетом его дросселирования до атмосферного давления обусловило бы в несколько раз увеличение капиталовложений на УКПГ и повышение эксплуатационных затрат, что представляется необоснованный. Требования к глубине  об­работки газа с учетом нормальной эксплуатации МГ представляются  бо­лее рациональными.

По наблюдениям производственного персонала при освобождении га­зопроводов от остаточного газа (с выбросом в атмосферу) иногда в нем наблюдается твердообразное вещество (возможно аморфообразное) .Неред­ко это вещество принимают за газовый гидрат. Здесь хотелось бы отме­тить, что скорее всего наблюдаемое вещество не является газовым гид­ратом, хотя это и не исключено. Указанное вещество может быть сверх­вязкой смесью воды и гликоля (в ряде случаев может содержать и не­значительное количество метанола).

При выбросе газа в атмосферу он в первую очередь насыщается па­рами метанола, затем водой и гликолем. Состав жидкой фазы будет  за­висеть от содержания этих веществ в системе. В зависимости от  нача­льных параметров системы смесь воды и гликоля может охлаждаться до затвердевания или до аморфного состояния.

3.3. Гидравлическая эффективность газопроводов

Как показывает опыт работы линейных служб, эксплуатация рассмат­риваемого участка МГ сопряжена с заметными осложнениями, связанными с наличием в газопроводах сверхнормативных объемов капельной жидкости. Коэффициент гидравлической эффективности этих газопроводов заметно изменяется за период времени между двумя последовательными прогонками очистных устройств, уменьшаясь по оценкам диспетчерской службы НУмГа иногда до значений 0,65-0,70. Следует отметить, что указанные уровни эффективности авторам представляются необоснованными, о чем более подробно будет сказано ниже.

По данным обслуживающего персонала, выделение из газа объемов жидкой фазы происходит достаточно равномерно в течение года, хотя жри работе УКПГ в проектном режиме в зимний период количество жидкой фазн в газопроводе должно быть больше, чем в летний. Это объясняется  тем, что в холодное время года газ при транспортировании охлаждается   до более низких температур, чем в теплое время года. Кроме того,   в зим­ний период иа-за увеличения объема, добычи газа в абсорберах поддержи­ваются более высокие скорости газа, что приводит к увеличению уноса

41


абсорбента с осушенным газом. Одновременно транспортируемый газ содер­жит больше метанола в паровой фазе. При таких условиях в летний пери­од из системы на КС Неда выделяется столько же жидкости, сколько и в зимний период.

Это положение можно объяснить следующими обстоятельствами:

а)  в летний период имеет место подача газа, минуя КС Ямбург (без
дожатия газа), в газопровод. По этой причине жидкая фаза (уносимая из
абсорбера и образовавшаяся при охлаждении) не выделяется из газа на
входных сепараторах КС Ямбург;

б)   периодически, примерно через каждые 2 ч в турбины ТДА подает­
ся раствор метанола для повышения надежности их работы. Ввиду отсут ствия сепаратора после ТДА избыток раствора метанола в жидком виде
поступает в газопровод. (При транспортировании может иметь место так­
же конденсация части метанола из газовой фазы);

в)  по данным диспетчерской службы НЖГа в каждую нитку коридора
УГ подается до 20 м3 раствора метанола в месяц.

Вследствие перечисленных факторов, а также из-за изменения дав­ления и температуры газа в системе образуется и накапливается некото­рое количество жидкой фазы, что приводит к ухудшению гидравлической характеристики газопроводов и к росту пульсаций их расходных парамет­ров.

Приведем здесь теоретико-механическое объяснение того факта, что в режиме начального участка коридора ямбургских МГ создаются благо -приятные условия для накопления капельной жидкости в пониженных уча­стках газопроводов даже при их максимальной загрузке.