Для этой цели воспользуемся известным критерием Кутателадзе-Рам-зина, определяющим минимальную скорость газового потока W , при которой происходит срыв пленки с внутренней поверхности труб.
г-*2-7» (зл)
где би V - коэффициенты поверхностного натяжения и кинематической вязкости жидкости соответственно;
^ж(/>г)~ плотность жидкости (газа) в рабочих условиях; а - ускорение свободного падения, д = 9,81 м/с2. Щз. рабочих условий ямбургских газопроводов минимально необходимая скорость W должна быа» бы составлять 8-10 м/с, в то время как фактические максимальные скорости газовых потоков в этих газопроводах составляют 5,5-7,5 м/с. Ясно, что условия срыва пленки жидкости со стенок труб в ямбургских газопроводах не выполняются по всей длине
42
перегона Ямбургская КС-Ныдинская КС, и поэтому процесс накопления жидкой фазы в них происходит более интенсивно. При этом уменьшается доля жидкости, движущейся в турбулентном газовом ядре в виде мелкораспыленных капель. Поскольку столь невысокая скорость газовых потоков является следствием выбора нестандартного шага между КС на этом участке, то очевидно, что этот выбор межстанпжоиного расстояния приводит к негативным последствиям чисто гидравлического характера и предъявляет дополнительные требования к работе промысловых установок, в первую очередь, по части уноса жидкости в газопровод.
Для объяснения низкой эффективности работы газопроводов рассмотрим их расчетную характеристику.
Прежде всего оценим состояние внутренней поверхности труб, жх шероховатость после нескольких лет их эксплуатации. Для этого воспользуемся нормативной зависимостью для интегрального значения коэффициента гидравлического сопротивления (01Ш1 5I-I-85. Магистральные трубопроводы)
*=1,05^ ,(3.2)
где Е - нормативное значенье гидравлической эффективности, принимаемое равным 0,95 для газопроводов с устройствами для их периодической очистки.'
Расчетное значение коэффициента гидравлического сопротивления Лр задается формулой ВНИИгаза
где Rer - число Рейнольдса для .потока газа;
И- эквивалентная шероховатость поверхности труб; dg - внутренний диаметр труб.
Поскольку значения К , определяемые по формуле (3.3), оказываются завышенннми, в настоящей работе для оценки шероховатости труб использовалась более точная формула Коулбрука, в которой Лсодержится в неявной форме
Расчет по формулам (3.2) и (3.4) с использованием диспетчерских Данных о максимальных значениях гидравлической эффективности газопроводов при транспортировке сухого газа (93-96/?) позволяет оценить интегральное значение шероховатости поверхности труб рассматриваемых
43
газопроводов на уровне 40-55 мкм. При проведении последующа, гвдрав -лических расчетов авторами предполагалось, что эквивалентная шероховатость газопроводов составляет 50 мвм.
Рассмотрим вопрос о тчптярта наличия жидкой фазы в газе на рост гидравлических потерь в линейной части газопроводов. Определим количество жидкости в системе, которое могло бы снизить гидравлическую эффективность работы газопроводов до 0,65-0,7.
Ранее при провеженш подобных расчетов использовался разработанный во ВНИИгазе "Программный комплекс "Шлейф" для расчета гидравлических и тепловых режимов транспортировки углеводородного сырья в двухфазном состоянии" (Гос.* 5087000II86 в Госфап. М., 1987).
Гидравлические расчеты режимов транспортировки сырого газа при значениях объемного расходного газосодержания на уровне 0,99-0,995 показали, что рассчитанные с помощью комплекса "Шлейф" гидравлические потери аномально велики. Так, при моделировании транспортировки по горизонтальному газопроводу сырого газа, содержащего жидкости 10 т/и3, рассчитанные по первоначальной версии "Шлейфа" потери давления более чем в два раза превышают соответствующие потери по сухому газу, что находится в противоречии с лабораторными данными. Это обстоятельство потребовало пересмотреть гидравлическую часть комплекса программ "Шлейф" (см. блок-схему комплекса на рис.2.1) для нахождения адекватных зависимостей для величин истинного газосодержания и приведенного коэффициента гидравлического сопротивления при величинах объемного расходного газосодержания, близких к I.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.