Объективно-идеалистическое направление развивает Гегель. Философская система Гегеля делится на 3 части- логика, философия природы и философия духа. Главная идея онтологии Гегеля- отождествление бытия и мышления. Объективное абсолютное мышление проявлятся как абсолютная идея. Абсолютная идея развивается до высшей ступени- абсолютного духа. Абсолютная идея является единственной существующей подлинной реальностью, она есть первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений. Абсолютный дух отчуждает себя в виде природы. Для гегелевской философии характерен пантеизм (убеждение, что божественная мысль пронизывает весь мир, составляя сущность каждой вещи) и панлогизм ( убеждение в том, что божественное мышление строго логично).
Человек в онтологии Гегеля играет особую роль. Человек- честь природы, но его дух- не продукт природы, а продукт абсолютного духа. Саморазвитие духа идет по трем ступеням- «субъективный дух» ( индивидуальное человеческое сознание), «объективный дух» ( человечекое общество) и «абсолютный дух» (включает религию, искусство, философию).
Самым выдающимся завоеванием гегелевской философии признается диалектика. Гегель провозглашает единство диалектики, логики и теории познания. Гегель формулирует законы диалектики и предлагает систему категорий.
Гносеологии Гегеля присущ оптимизм, убеждение в познаваемости мира.
Материалистическая тенденция представлена антропологическим материализмом Фейербаха и диалектическим материализмом Маркса и Энгельса.
Свою философскую систему Фейербах называет «!новой философией» или «философией будущего». Природа первична. Человек- продукт природы. Человек- единство материального и духовного. Человек- родовое существо. Это- уникальное билогическое создание, наделенное волей, чувствами, желаниями. Он стремится к счастью ( смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью), он любит, страдает, нуждается в общении. Полнокровная жизнь возможна только во взаимодействии с другими людьми. Человек - единственный носитель разума. Мир познаваем, причем философ уверен, что то, чего не познаем мы, познают потомки. Фейербах- сторонник сенсуализма, то есть основой познания признаются чувственные ощущения. Философия должна исходить из чувственных данных, из опыта, а не из абстракций. Предметом новой философии должен стать человек, а сама философия- учением о человеке, антропологией. Значительное место в философии Фейербаха занимает критика религии.
Диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса радикально отличается от философских систем Гегеля и Фейербаха. Соединив материализм и диалектику, эта философия сумела преодолеть недостатки домарксовского материализма, которые, по мнению Энгельса заключались в следующем: применение метафизического метода, механицизм, созерцательность, идеалистическое понимание истории. В философии Маркса и Энгельса выделяют диалектический и исторический материализм. Основы диалектического материализма изложены в книге Энгельса «Диалектика природы» и «Анти-Дюринг».. В теории познания вводится понятие «практика». Развитие общества представлено как естественно-исторический процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Материалистическое понимание общества выражается в идее: « Общественное бытие определяет общественное сознание». Марксизм отличает тесная связь теории и практики.
.
Вопросы для размышления и задания:
1. Составьте таблицу персоналий классической немецкой философии.
Имя, годы жизни |
Основные труды |
Проблемы природы |
Проблемы человека и общества |
Проблемы познания |
2. Изобразите (схематично) многообразие философских направлений в классической немецкой философии
3. Как можно ответить, следуя Канту на вопросы « что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать?»
4. Разъясните смысл категорического императива И.Канта «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»
5. Выделите сильные и слабые стороны учения Гегеля
6. Чем диалектика Гегеля отличается от диалектики К.Маркса
7. Укажите, в чем Вы согласны и не согласны с трактовкой человека в философии Фейербаха
8. Можно ли назвать принципиально новой философию К.Маркса и Ф.Энгельса? Ответ обоснуйте
9. Сравните антропологический материализм Фейербаха и диалектический материализм К.Маркса.
10. Как в классической немецкой философии понимается свобода и можно ли согласиться с трактовкой свободы Фихте, Гегеля?
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
План:
1. Особенности русской философии.
2. Русская философия Х-ХУП веков.
3. Философские системы ХУП-ХУШ веков. Спор о судьбах России между славянофилами и западниками.
4. Материалистическая традиция в русской философии Х1Хвека.
5. Идеи Всеединства в русской философии
6. Н.Бердяев о проблемах свободы и Российской цивилизации.
7. Русский космизм, его прошлое, настоящее.
При чтении литературы обратите внимание на следующее:
Русская философия- явление мировой философской мысли. Особенность ее заключается в том, что развивалась она в основном самостоятельно, испытывая малое влияние философских направлений Запада. Поэтому специфический круг проблем, рассматриваемых русской философией, оказывается непонятным для западной философии.
Характерными чертами русской философии является целостность, стремление охватить единство человека, природы и Бога. Ислледователями фиксируется сильная приверженность влиянию язычества и христианства. Русскую философию постоянно интересует отечественная история, стремление на философском уровне осмыслить актуальные социальные проблемы, определить магистральные пути развития России, дать политические рекомендации. Для философии характерна так же связь с естествознанием, а по форме выражения философские произведения выступают как произведения литературы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.