Втрой этап в развитии позитивизма- эмпириокритицизм. ( критика опытом). Австрийский физик Э.Мах провозглашает принцип «экономиии мышления». Рихард Авенариус, швейцарский философ подобный принцип назвал «наименьшей тратой сил». Мыслить экономно, с наименьшей тратой сил- значит не объяснять, а описывать явления, так как знания должны быть освобождены от допущений. Мах пытается подняться над материализмом и идеализмом, для чего вводит понятие «нейтральных элементов мира». Элементы мира ни материальны, ни идеальны, однако в конце концов признается, что они есть совокупность ощущений.
Третий этап- неопозитивизм. Бертран Рассел, английский философ, логик, математик провозглашает логику сущностью философии. Философские проблемы сами сводят себя к проблемам логики. Рассел и Витгенштейн поставили своей задачей построение логически совершенного языка науки. Поскольку язык науки состоит из простых ( атомарных) частей, составляющих сложные (молекулярные) части, то теория получила название «логического атомизма».. Логический позитивизм сформулировал два принципа, на которые должен опираться познающий субъект. Принцип верификации- согласно этому принципу еритерием истинности и осмысленности предложений является их сопоставление с комбинацией простых и надежных «атомарных» фактов. Принцип фальсификации был введен К.Поппером, который утверждал, что научная теория должна исключать факты, не согласовывающиеся с ней и чем больше фактов теория отвергает,фальсифицирует, тем более она научна.
Проблемы познания рассматривает и прагматизм. Основатель- Чарльз Пирс. Истина отождествляется с пользой, с успехом действия. Задача познания- не достижение истинного знания, а преодоление сомнения, которое затрудняет действие человека. Идея является истинной, если она является «инструментом» успеха.
Герменевтика- самостоятельная область знания, благодаря трудам немецких философов Ф.Шлеймахера и В.Дильтея рассматривается как метод исследования, при котором чтобы понять нечто надо заново повторить акт создания текста его автором, войти в историческую атмосферу, пережить то, что пережил автор,»вжиться», «вчувствоваться». В философии Гадамера центральное место занимает проблема языка. Язык- цент бытия человека. Мир, в котором мы живем- это мир языка.
Особый интерес вызывают философские проблемы научно-технического прогресса. Здесь борьба технократических социальных теорий и ноосферных концепций. Т.Веблен, Дж.Гелбрейт, Р.Арон, У.Ростоу, Д.Белл, А.Тоффлер рисуют оптимистические картины развития индустриального и компьютерного общества. Представители Римского клуба (А.Печчеи) приводят убедительные данные о надвигающейся экологической катострофе и призывают человечество к разумному диалогу с природой. Особое значение приобретает концепция В.И.Вернадского о ноосфере.
Вопросы для размышлений и задания.
1. Составьте таблицу:
Направление |
представители |
Основные проблемы |
2. На каком основании мы объединяем многообразные направления европейской философии в единый класс «неклассическая философия»?
3. Покажите отличие классической и неклассической философии.
4. Охарактеризуйте представителей экзистенциализма по схеме: имя, основные труды, основные идеи, с чем Вы согласны и что у Вас вызывает возражение.
5. Выделите основные этапы развития позитивизма и охарактеризуйте каждый из них.
6. Как в неклассической философии проявлялась иррационалистическая традиция.
7. В чем суть разногласий между представителями сциентизма и антисциентизма?
8. Сравните понятие «жизнь» в философии Шопенгауэра, Ницше и в современном Вашем понимании.
9. Есть ли будущее у идеи «сверхчеловека»?
10. Нужна ли сегодня герменевтика?
11. Какой доклад Вы бы сделали на заседании «Римского клуба»?
12. Как в философии ХХ века разрешается противоречие «техника-человек»?
:
ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ
..
План:
При чтении литературы обратите внимание на следующее.
Бытие- исходное философское понятие. Его постижение неотделимо от истории философии, поэтому следует рассмотреть исторические этапы становления понятия «Бытие»- античная философия, философия средневековья, философия Нового времени, классическая немецкая философия, философия ХХ века.
Исходным определением бытия будет : «бытие есть существование». Антитеза бытие- ничто.
Первое осознание бытия принадлежит Пармениду. Бытие есть то, что имеется за чувственным миром вещей, и это есть мысль. Бытие неделило, неизменно, абсолютно. «Бытие есть- небытия нет», « Бытие и мысль есть одно и то же»- вот ключевые принципы парменидовского понимания бытия. В атомизме Демокрита мылится реальность как бытия, так и небытия. Для философии Платона характерно «бытие по мнению»- видимая реальность и «истинное бытие», доступное лищи человеческому разуму. Аристотель характеризует бытие следующими принципиальными пложениями: принцип фактической данности вещи, принцип активной формы, принцип причинности и принцип цели. В Христианской философии различается сущность и существование. Фома Аквинский различает 4 формы бытия- бытие неорганических стихий, бытие растений, бытие животных, бытие человека. В Новое время бытие осмысливается как реальность, противостоящая разуму человека. Для концепции бытия харатерен субстациальный подход: субстанция ( неуничтожимый и неизменный субстрат бытия) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции. Для Декарьа бытие постижимо в акте самосознания («мыслю, следовательно существую»). Для Беркли «быть- значит быть воспринимаемым».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.