Вопросы для размышления и задания:
1. Составьте таблицу персоналий философии Возрождения
Имя, годы жизни |
Основные труды |
Проблемы природы |
Проблемы человека |
Проблемы познания |
2. Проведите сравнительный анализ философии Средневековья и Возрождения по ключевым философским вопросам.
3. Чем гуманизм Возрождения похож и не похож на современный?
4. Согласимся ли мы с Мирандолой: « Ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным не создан ты, человек! Ибо ты сам должен согласно твоей воле и твоей чести, быть верным собственным художником и зодчим и создать себя из свойственного тебе материала. Ты способен спуститься на самую низкую ступень живности. Но ты можешь и подняться к высшим сферам божественного. Ты можешь быть тем, чем хочешь».
5. Проанализируйте «Божественную комедию» Данте Алигьери. В чем философский смысл изложенных там идей?
6. В чем прогрессивоность представлений о «двойственной истине»?
7. В чем принципиальная новизна воззрений о человеке в философии Возрождения?
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ и ПРОСВЕЩЕНИЯ
План:
1. Предпосылки формирования философии Нового времени.
2. Философия Нового времени о проблемах бытия.
3. Гносеология Нового времени.
4. Философия Просвещения о человеке.
При чтении литературы обратите внимание на следующее:
Новое Время- принципиально иная эпоха. Развитие капитализма меняет всю духовную жизнь общества. Развивается наука, особенно механика, физика, математика. Главная задача ученых и философов- увеличение власти над природой, совершенствование познания. Усилия ученых концентрируются на собирании, описании и классификации фактов. В философии это период создания механистического материализма с присущим ему метафизическим методом. Возникает множество школ и направлений.
В онтологии природы четко выделяются такие направления как материализм, дуализм, идеализм.
Материалистическое направление представлено именами Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Б.Спинозы, Д.Локка. Отстаивается мысль о вечности материи, Ф.Бэкон дает развернутую классификацию форм движения, Т. Гоббс рассматривает количественные характеристики тел с позиций геометрии. В учении о человеке поднимается вопрос об отношении человека к обществу, появляются плодотворные рассуждения о сущности государства. Б.Спиноза отстаивает идею о том, что природа- причина самой себя. Особое внимание уделяется понятию субстанции- первоосновы бытия. Для Спинозы субстанция едина- это природа. Свойствами субстанции являются протяженность и мышления. Они вечны. Спиноза одухотворяет материю ( гилозоизм). Обратите внимание на то, что Спиноза отличает от субстанции конкретные вещи, которые находятся в постоянном изменении. Совокупность отдельных вещей Спиноза называет модусами. Субстанция неизменна, неподвижна, а мир модусов подвержен изменению, конечен.
Идеалистическое направление неоднородно. Объективно--идеалистическкую традицию продолжает Лейбниц, изложивший свои взгляды в книге «Монадология». Монады- субстанция, единица, простая сущность. Монады вечны, они есть духовные силы, подобные душе человека. Из монад, как простых субстанций и возникают различные сложные субстанции- камни, растения, животные, люди. Субъективный идеализм представлен Д.Беркли и Д.Юмом. Для Беркли исходное начало- комбинация ощущений. Вещи существуют лишь постольку, поскольку воспринимаются. Это ведет к солипсизму- признающему несомненной реальностью лишь мыслящий субъект, а остальное- лишь существующее в сознании субъекта.
Наряду с этим оформляется дуалистическая концепция Р.Декарта. Он признает 2 самостоятельных начала – дух и природу, тело и душу. Материи свойственна протяженность, а духу- способность мыслить.
Борьба между философами разгорается в гносеологии- теории познания. Большинство ученых убеждены в познаваемости мира. Ф.Бэкон выделяет 4 рода препятствий, или идолов, которые мешают познанию человека- идолы рода, пещеры, рынка и театра. Он подчеркивает значительное значение естествознания для развития науки и философии и предлагает теорию «двойственной истины» Источником познания является опыт, отсюда главный метод познания- индукция. Декарт и Лейбниц- сторонники применения дедуктивного метода. Они считают, что у человека существуют врожденные идеи. Против концепции врожденных идей яростно выступает Д.Локк.
Агностические взгляды пропагандирует Д.Юм. Источник познания- опыт, но опыт- это совокупность ощущений, которые индивидуальны. Поэтому наши знания- это лишь вера, привычка, а не истинное отражение объективного мира.
Французское Просвещение выступает за свободу научной и философской мысли против феодальной и религиозной идеологии. Здесь следует ознакомиться с идеями таких мыслителей как Вольтер (Аруэ) Франсуа, Луи Монтескье, Жан Жак Руссо, Дени Дидро, Жюльен Ламетри и др.
Господствует деизм- убеждение в том, что Бог существует только как первопричина. Бог- творец всего сущего, но исключали его последующее влияние на природу и историю. Бог не тождественен природе и не обладает личностными чертами, и никакая теория и практика не смогут доказать наличие или отсутствие Бога, человечество не располагает знаниями о природе духовной субстанции. Однако Бога признавать нужно с морально-этической точки зрения, в целях поддержания порядка в обществе, ибо люди боятся божьего наказания.
Научное знание выходит за пределы учебных заведений. Вольтер популяризирует механику Ньютона, Монтескье знакомит читатедей с правовыми принципами. Государство создается на основе «общественного договора», где признаются взаимные права и обязанности людей, а так же публичная власть. В обществе должно быть верховенство закона. Государственная власть имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную (принцип «разделения властей»).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.