Методические указания для подготовки к зачету и экзамену по курсу "Философия", страница 21

3.  Материалистическая и религиозная картина мира.

4.  Понятие «материя», его философское и естественно-научное значение.

5.  Многообразие материального мира. Уровни и виды материи.

6.  Движение- способ бытия. Движение и развитие. Движение и покой.

7.  Типы и формы движения материи.

8.  Реляционная и субстанциальная концепции пространства-времени.

9.  Этапы развития диалектики.

10.  Принципы диалектики. Связь. Развитие.

11.  Закон. Закон единства и борьбы противоположностей.

12.  Закон. Закон перехода количественных изменений в качественные.

13.  Закон. Закон отрицания отрицания.

14.  Категории диалектики, их специфика и взаимосвязь

15.  Единичное и общее.

16.  Целое и часть

17.  Явление и сущность

18.  Необходимость и случайность

19.  Возможность и действительность

20.  Содержание и форма.

21.  Причина и следствие

22.  Система. Принцип системности.

23.  Проблема сознания в философии и естествознании.

24.  Теория отражения.

25.  Онтологический и гносеологический подходы к проблеме сознания.

26.  Сознательное и бессознательное

27.  Сознание и самосознание.

28.  Познание как предмет философского анализа.

29.  Агностицизм. Его разновидности и критика.

30.  Чувственное и рациональное познание, их формы.

31.  Философское учение об истине.

32.  Практика. Виды практики. Роль практики в  процессе познания.

33.  Историческое самоопределение социальной философии.

34.  Методологические подходы к изучению общества.

35.  Общественное бытие, его структура.

36.  Цивилизационный и формационный подход к анализу общества.

37.  Общественно-экономическая формация, ее структура.

38.  Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь

39.  Материальная сфера.

40.  Социальная сфера Социальная структура.

41.  Политическая сфера  Политическая организация общества, ее компоненты.

42.  Духовная сфера. Общественное сознание, его структура.

43.  Законы развития общества, их специфика

44.  Культура как мера развития человека.

45.  Общественный прогресс, его критерии.

46.  Народ и личность  в истории.

47.  Человек. Индивид. Личность.

48.  Проблема человека в философии.

49.  Будущее, его альтернативы.

50.   Проблема смысла человеческого бытия

Основная учебная литература по курсу:

1.  Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. Учебное пособие. М.1998

2.  Спиркин А.Г. Философия. Учебник- М. 1998

3.  Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для ВУЗов. М. 1996

4.  Введение в философию. Учебник для ВУЗов в двух частях. М.1993

5.  Канке В.А. Философия. Учебник для ВУЗов.- М. 1998

6.  Философия. Учебник для высщих учебных заведений / ред Кохановский В.П. –Ростов н/Д  1997

7.  Барулин В.С. Социальная философия. Учебник в двух частях. –М. 1993

8.  Радугин А.А. Философия. Курс лекций. –М. 1996

9.  Социальная философия. Учеб./ ред Лавриненко- М.1997

10.  Философский энциклопедический словарь. –М.1989.

Тест

  1. Как можно определить мировоззрение?
    • Система взглядов на мир и место человека в нем.
    • Совокупность научных знаний о природе
    • Единство представлений человека о смысле жизни
    • Совокупность идей, мнений, традиций данной эпохи.

2.. Истоками философского знания являются:

  • Донаучные и научные знания о природе
  • Мифология, религия
  • Психология и педагогика
  • Философия возникает  из собственных оснований.

3.Отличительными чертами философии являются:

  • Наличие идей о происхождении мира и человека.
  • Теоретическое мироосмысление
  • Постановка вопросов о смысле жизни и судьбе
  • Образное восприятие действительности.

1.  Основной вопрос философии- это

·  Вопрос о  методах познания

·  Вопрос об отношении человека и общества

·   Вопрос об отношении мышления к бытию

·  Вопрос о происхождении  и смысле жизни.

2.  Среди функций философии нет:

·  Методологической функции

·  Познавательной функции

·  Определительной функции

·  Аксиологической функции

3.  Материализмом называют:

·  Учение, оперирующие научными данными

·  Учение, представители которого считают человека творцом истории

·  Учение, согласно которому дух есть порождение материального

·  Учение, которое значительное место отводит материальным ценностям.

4.  Идеализм- это учение, которое

·  Содержит интересные идеи

·  Говорит об идеалах человечества

·  Считает материю производной от духа

·  Не рассматривает отношение субъекта и объекта.

5.  Античная философия  рассматривала проблемы:

·  Влияние Христианства на развитие человека

·  Проблемы первоначала, смысла бытия

·  Проблемы периодизации цивилизации

·  Соотношение индуктивного и дедуктивного методов познания.

6.  Родоначальником идеалистического направления в философии признают:

·  Платона

·  Демокрита

·  Гегеля

·  Фалеса

7.  Характерной чертой античной философии не является:

·  Космоцентризм

·  Диалектика

·  Православие

·  Гилозоизм

8.  Средневековая философия исключала:

·  Теоцентризм

·  Вечность природы

·  Влияние божественного провидения

·  Вечность Бога

12.Задачей патристики было:

  • Познание мира человеком
  • Доказательство научных истин
  • Поиск смысла жизни
  • Защита идей христианства от язычества

13.Систематизатором средневековой схоластики был:

  • Боэций
  •  Августин Блаженный
  • Фома Аквинский
  • Фрэнсис Бэкон

14.Философию Нового времени не интересовало:

  • Проблема метода
  • Проблема соотношения веры и разума
  • Проблема врожденных идей
  • Проблемы познания.

15.  Представителем агностицизма Нового времени были:

  • Кант, Гегель
  • Юм, Беркли
  • Бэкон, Локк
  • Лейбниц, Дидро.

16.  Достижением философии Гегеля было: