Методические указания для подготовки к зачету и экзамену по курсу "Философия", страница 17

Онтологический

Гносеологический

Сознание-это………………….

Сознание-это………………..

11.  Какую роль в нашей жизни играет бессознательное?

                                ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА

План:

1.  Сущность проблемы познаваемости мира и варианты ее решения в истории философии

2.  Структура знания

3.  Истинность и правильность знания

4.  Наука в современном мире.

При чтении литературы обратите внимание на следующее:

Проблема познания- вторая сторона основного вопроса философии.  На вопрос: познаваем ли мир, то есть насколько наше мышление тождественно бытию, существует 2 противоположных ответа- сторонники гносеологического оптимизма убеждены в возможности адекватно, правильно отразить окружающий мир и сторонники агностицизма – течения, представители которого считают невозможным постичь истину. Скептицизм прямо не отрицает когнитивных способностей человека, но выражает сомнение в могуществе человеческого разума.

            Уровнями познания являются обыденное и теоретическое знание. Обыденное знание отражает мир непосредственно ввиде чувств, настроений, эмоций, переживаний.  Формами чувственного познания являются  ощущение, восприятие, представление. Теоретическое знание отражает мир на уровне теорий, законов.  Его формы- понятие, суждение, умозаключение.

            Истиной называют адекватное отражение действительности. Истина всегда конкретна. Различают истину абсолютную и истину относительную.  Критерием истинности знания является практика- материальная, предметно-чувственная деятельность людей.

            В современном мире важнейшим элементом духовной жизни является наука. Важно отличать научное знание от ненаучного. Критериями научности являются: доказательность и обоснование знаний, описание и объяснение, построение и организация знаний.

Важно знать методы и формы научного познания.

Вопросы для размышления и задания:

1.  Как трактуется познание  представителями следующих направлений:

Скептицизм

Агностицизм

Гносеологический оптимизм

2.  В чем суть разногласий в концепциях Юма и Канта?

3.  Как можно отнестись к высказыванию:

«природы внутреннюю суть

познать бессилен ум людской.

Он счастлив, если видит путь

К знакомству с внешней скорлупой.»?

4.Разграничте понятия: «истина», «объективная истина», «относительная истина», « абсолютная истина».

5.Что происходит в процессе познания:

Объект познания      -???????????????????????????-Субъект познания                                           

·  Локк: чувства попадают во власть способности человека их комбинировать, соединять, сравнивать.

·  Кант: чувства попадают под  власть внечувственных априорных принципов

·  Гуссерль: чувства встречаются со способностью человека   (благодаря воображению и фантазии) строить цепи феноменов.

5.  Нужен ли скептицизм? Если-да, то в каких пределах?

6.  Заполните таблицу:

                                    Основные формы познания

Чувственное познание-это……..

Существует в формах:

·  …..

·  ………

·  ………

Иррациональные формы:……….

Рациональное познание-это……..

Существует в формах:

·  ………..

·  ……………

·  …………….

7.  В каких видах практики Вы участвуете, а в каких-нет и почему?

8.  Как происходит превращение «вещи-в -себе» в «вещь-для- нас»?

9.  «Все приобретаемые нами знания по необходимости ограничены

и обусловлены теми обстоятельствами, при которых мы их приобретаем»  Какими факторами порождена ограниченность наших знаний?

10.  Возможно ли, что наука станет единственной формой отражения действительности? Обоснуйте ответ.

11.  Какова природа информации?

12.  Разъясните, в чем суть принципа объективности: объяснять предмет из него самого, признавать, что существуют предметы и вещи вне нас или  признавать, что знание существует объективно?

13.   Чем отличается понятие  «совокупность» от понятия «система»?

14.  Верно ли, что познание прошлого позволяет заглянуть в будущее?

15.  Противоречие- источник развития. Почему же существует требование непротиворечивости суждений?

16.  На каком основании  некоторые подходы называют общенаучными? ( Они применялись всегда, применимы  во всех областях знания, их применяют все ученые в каждом исследовании)

17.  Как связаны структурный и субстратный подходы? Поясните примерами.

18.  В каких областях знания применим информационный подход?

19.  Покажите на конкретных примерах из науки как применяются методы анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, обобщение.

20.  Как Вы в своих исследованиях пользовались методом аналогии, индукции, дедукции?

ДИАЛЕКТИКА

План

  1. Этапы развития диалектики
  2. Диалектика как наука и как метод. Законы диалектики
  3. Категории диалектики.

При чтении литературы  обратите внимание на следующее:

            Диалектика- явление историческое, то есть  развивалась в процессе развития всей философской мысли. Традиционно выделяют три этапа в развитии диалектики.

 Первый этап – античная диалетика древних греков.  Ее называют стихийной, наивной.  Неразвитость научного знания предопределили созерцательный характер философствования.  Гераклит из Эфеса, утверждавший : «все течет», представлял мир вечно изменяющимся, в котором происходит война противоположностей. Субъективная диалектика развивалась усилиями элеатов, Сократа.

            В период Средневековья, затем Нового времени происходит дифференциация знания и господствует метафизический метод, противоположный диалетическому. Диалектика развивается как тенденция. В классической немецкой философии от И.Канта до Г.Гегеля начинается второй этап развития диалектики. Кант обращает внимание на всеобщую связь в природе, «пробив брешь в метафизическом понимании мира». Гегель формулирует законы диалектики на идеалистической основе, рассматривает систему категорий диалектики.