Человек имеет право на счастье и свободу. История, по вольтеру, не есттьь проявление божественной воли, а творчество человека. Исторический прогресс предопределяется распространением передовых и научных идей, степенью творчества, а отсюда очень велика роль выдающихся личностей.
Жан Жак Русср выдвигает понятие «естественного человека». По природе человек целостен, добр, моральнро честен и справедлив. Он становится злым и несправедливым из-за социальных условий и прежде всего из-за частной собственности. В бедах человеческих виновен тот, кто первым сказал «Это мое», забыв о том, что земля не принадлежит никому, а заемные плоды- всем живущим на земле.
По мнению Ламетри, смысл жизни человека- личное счастье. Гольбах и Гельвеций обосновывают идеи социальной справедливости.
В целом, в ХУП-ХУШ веках господствует материализм и атеизм. Материализм этого периода называют метафизическим, механистическим, созерцательным и ограниченным из-за существования идеалистических взглядов на историю общества.
Вопросы для размышления и задания.
1. Заполните таблицу, где отразились бы основные течения онтологии и гносеологии Нового времени:
Онтология |
Гносеология |
|||
Течение, имена, проблемы |
Течение, имена, проблемы |
Течение, имена, проблемы |
Течение, имена и проблемы |
Течение, имена, проблемы |
2. Что означает «Мыслю, следовательно существую?»
3. Как понимают задачи науки Бэкон, Декарт?
4. Есть ли рациональное зерно в учении о врожденных идеях?
5. Является ли естественным состоянием общества «война всех против всех?»
6. Как Вы понимаете слова Паскаля « Природа ставит в тупик скептиков, разум- догматиков, догматик не может справиться с непреоборимой слабостью разума, а скептик не может справиться с непреоборимой идеей истины.»
7. Сохраняет ли значение тезис «знания-сила»?
8. Какая школа в онтологии Вам наиболее близка и почему?
9. В чем прав Д.Юм, говоря о непознаваемости мира?
10. Как сегодня решается спор между эмпиризмом и рационализмом?
11. Каким образом меняются представления о человеке в сравнении с периодом Возрождения?
12. Почему эту эпоху называют эпохой Просвещения?
КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
План:
1. И. Кант Гносеологические и этические проблемы
2. Г .Гегель. Диалектический метод и идеалистическая система.
3. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
4. Диалектический материализм о природе, человеке, познании.
При чтении литературы обратите внимание на следующее:
Классическую немецкую философию отличает вера в могущество разума, стремление создать целостные философские системы, которые объединяли бы все существующие философские проблемы.
В онтологии желательно выделить материалистическое и идеалистическое направления, которые неоднородны. Традиционно выделяют антропологический материализм Людвига Фейербаха, который основывался на метафизической методологии и диалектический материализм К.Маркса. В идеализме выделяют объективный идеализм Гегеля, Шеллинга и субъективный идеализма Канта и Фихте. В гносеологии- гносеологический оптимизм и агностицизм.
Родоначальником немецкой классической философии является И.Кант. В первый период своей философской деятельности (докритический). Кант много внимания уделяет философским проблемам естествознания, подходит к выводу о множественности миров, непрерывном процессе их возникновения и исчезновения., выдвигает 2 космогонические идеи- о возникновении Солнечной системы и о замедлении вращения Земли. Но если можно дать естественное объяснение возникновению Вселенной, то появление живых существ необъяснимо. И Кант приходит к агностическтим и субъективно-идеалистическим выводам, которые развивает во второй период деятельности, называемый критическим, так как выходят три книги «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Кант анализирует процесс познания, выделяя в нем 3 этапа. Первый- этап чувственного познания. Здесь вещи воздействуют на наши органы чувств и ощущения упорядочиваются с помощью априорных (доопытных) форм чувственности- времени и пространства. Каждая вещь- это вещь-в-себе и вещь-для-нас. Второй этап- этап рассудочного познания. Орудиями для обработкти чувственного материала служат категории, их 12. (единство, множество, всеобщность, реальность, отрицание, ограничение, принадлежность, причинность, общение, возможность, существование, необходимость) Последний этап- сфера разума. Здесь разум наталкивается на антиномии- неразрешимые противоречия. Существуют 3 трансцендентальные идеи- психологическая ( учение о душе), космологическая (учение о мире) и теологическая (учение о Боге). Следовательно, мир не познаваем. Поскольку «чистый разум» терпит поражение, Кант обращается к «практическому» разуму, под которым понимается этика и формулирует категорический императив- основной закон этики.
Более последовательным субъективно-идеалистическим учением является «Наукоучение» Фихте. Сам Фихте называет свою философию «первой системой свободы». Философия освобождает человека от внешнего диктата.Философия- самосознание свободного человека. Первичная реальность- абсолютное человеческое «Я». Кроме «Я» существует «не-Я», то есть некий объект природы, окружающей действительности. «Не-Я» воздействует на «Я». , побуждают «Я» к действию, и чем сисльнее это побуждение, тем труднее «Я» выплнить свой этический долг. Тем самым, Фихте улавливает противоречие между чувством и долгом. «Не-Я» порождается «Я». Рассуждения приводят к солипсизму- убеждению в том, что есть одно-единственное «Я», а все остальное- его порождение. В теорию познания Фихте, не согласный с утверждением о непознаваемости «вещей –в-себе» вводит понятие «интеллектуальной интуиции» или «интеллектуального созерцания», которое принадлежит не теоретическому мышлению, а сфере нравственности, морального «действования» и «долженствования»..
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.