Становление русской философии проходит ряд этапов. Первый этап (Х-ХУП века) связан с ее становлением. В Киевский период философские идеи содержатся в таких произведениях как «Слово о законе и благодати», «Молитва» И.Киевского, «Поучение» В.Мономаха, где рассматриваются в основном проблемы, связанные с моралью, правом, политическим устройством Руси. В период Московской Руси в Х1У-ХУ1 веках в высших кругах православной церкви происходит борьба между нестяжателями и иосифлянами. Иосифляне считали книги Священного писания единственным мерилом истины и средством обоснования любых теоретических положений. Нестяжатели- Нил Сорский, Максим Грек- считали недостаточным слепую веру и строжайшую обрядность. Нил Сорский подробно рассматривает человеческие страсти: добродетели ( пост, целомудрие, нестяжательство, милосердие, вера, скромность, смирение) и пороки (блуд, чревоугодие, тщеславие, сребролюбие, гнев, гордость). Максим Грек опираясь на переводы различных философских текстов –Платона, Оригена, рассматривает проблемы познания, человека и его духовного совершенства, диалектику добра и зла. В этот период иосифлянин Филофей формулирует политическую доктрину «Москва-третий Рим». В середине ХУП века Симеон Полоцкий, воспитаник Киево-Могилянской академии определяет философию и делит ее на 3 части- логику, этику, «естественную часть», то есть физику. В качестве основы сущего Симеон видит невидимое активное начало- непознаваемого Бога, в которого необходимо верить. Акт творения завершается созданием 2 стихий- вещественной и духовной, из которых и складывается человек-сложная часть мироздания. Истина может быть выражена умом, языком и делом. Юрий Крижанич определял философию как заботу о мудрости, желание мудрости. Главная мудрость- понимание причин всех вещей.
Следующий период- ХУП-ХУШ век. Ключевыми фигурами здесь являются М.В.Ломоносов и А.Н. Радищев Главным вкладом Ломоносова в философию явились обобщающие выводы мировоззренческого характера. Ломоносов развивает атомистические идеи античности, опирается на собственные эсперименты. Выдвигает ряд плодотворных идей касательно представлений о материи и движении. Опираясь на достижения естествознания, Ломоносов высказывает предположение о наличии связи живой и неживой природы. Палемизирует с Локком, утверждая, что и первичные и вторичные качества существуют объективно. Значительный вклад вносит в развитие науки правильного мышления- логики. А.Н. Радищев философские взгляды выражает в трактате «О человеке, его смертности и бессмертии».Рассматривает проблему с биологической, психологической и других точек зрения.
Начало Х1Х века ознаменовано спором между славянофилами и западниками.. Идет спор об исторических судьбах России. Западничество ( в лице Чаадаева П.Я., Герцена А.И., Огарева В.П.) ратует за ориентацию на Европу, критикуя Православие и обвиняя его в сохранении крепостничества и монархии. Славянофилы (К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, А.С.Хомяков) обосновывают правомерность особого пути России, развивают идеи соборности, общинности, единодушия классов патриархальной России.
Материалистическая мысль России Х1Х века представлена А.И.Герценым, Н.Г.Чернышевским, которые подошли к идеям диалектического материализма и высказали многие плодотворные идеи. Касающиеся материалистического понимания истории.
Идеалистическая традиция России этого периода так же богата. Необходимо особое внимание обратить на философию Всеединства В.С. Соловьева, его учение о Софии, мировой душе, о единстве Бога и человечества, человечества и космоса. Философия Соловьева содержит интересные космогонические построения, например о 3 фазах мирового космоэволюционного процесса: эпоха звездная, планетарная, эпоха возникновения базиса органической жизни. Во время последней стадии возникает человек как совершеннейшая форма божественной идеи.
Заслуживает внимание иррационализм Л.Шестова, П.Флоренского.
Неизгладимый след оставили в философской мысли Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский. Здесь достаточно вспомнить их литературные произведения, чтобы сформулировать этико-философские концепции.
Философской система Н.А.Бердяева принадлежит почетное место в философии конца Х1Х-ХХ веков. Онтология Бердяева строится на противопоставлении духа и природы. Дух- Бог, субъект, воплощающий свободу, жизнь. Природа существует объективно, представляет собой многообразие реальности. Дух и природа- два обособленных мира (дуализм). Понятие свободы занимает в философии Бердяева особое место. В гносеологии- своеобразная трактовка истины. Основными формами философского познания признается мистический опыт, интеллектуальная интуиция, религиозное откровение.
Вся мировая философия, как восточная, так и западная, пронизана идеями Космизма. Русский космизм имеет особенности, уходящие корнями в языческую культуру. В русском космизме целесообразно выделить 3 течения- естественно-научное, религиозно-философское и поэтически-художественное.
Вопросы для размышления и задания.:
1. Составьте таблицу персоналий русской философии
2.
Ф.И.О. |
Работы |
Проблемы природы |
Пробл. человека |
Пробл. общества |
Пробл. Познания |
3. Выделите особенности предмета русской философии
4. Выделите основные темы раннего периода русской философии и покажите как они раскрывались
5. Сделайте развернутое сообщение об одном из русских философов.
6. В споре о судьбах России кто более убедителен, на Ваш взгляд, славянофилы или западники?
7. Есть ли своеобразие в материалистической традиции русской философии по сравнению с философией Европы?
8. Охарактеризуйте религиозное направление русской философии
9. Проследите связь русской философии и русской литературы
10. Можно ли всецело согласиться с религиозно-философской доктриной Л.Толстого? Обоснуйте ответ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.