Миф и религия явились истоками философии. Философия- приведенное в систему мировоззрение, где вопросы о сущности мира, человека, месте человека в мире и смысле бытия ставятся сознательно и ответы на эти вопросы даются в логически правильной форме. Возникновение философии- переход от мифа к Логосу.
Существовало и существует множество определений философии, истолкования ее предмета и понимания ее функций. Например, античные философы стремились к познанию вечного, сущего, непреходящего, исследовать причины и принципы вещей. Философия должна так же научить человека добродетельной, гармоничной жизни. Эпоха Средневековья ставит в центр внимания постижение мудрости божественной. Новое время обращает философов к проблемам методов познания. Средоточием всей человеческой культуры, «квинтэссенцией времени» становится философия в Германии ХУШ века. Сегодня мы утверждаем, что философия является ядром мировоззрения современного человека. Философия есть поиск и нахождение ответов на главные вопросы человеческого бытия. Она в отличии от других наук рассматривает мир в целом, и не только мир сам по себе, а мир как он дан человеку.
Следовательно, объектом философии является мир в целом и место в нем человека. Предметом философии выступают наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, сущностные характеристики мира и человека, связь субъекта и объекта.
Основные проблемы философии вращаются вокруг основного вопроса философии, который был сформулирован Ф.Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» как вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. В этом вопросе выделяют онтологическую сторону и гносеологическую, то есть вопросы о сущности мира, о первичности материального или духовного и вопрос о тождестве бытия и мышления, о познаваемости мира человеком. Соответственно вычленяются разделы философии- ОНТОЛОГИЯ- учение о бытии, ГНОСЕОЛОГИЯ- учение о познании.В онтологии существует ряд направлений, или философских течений, философских партий, представители которых по-разному трактуют вопросы о сущности мира, человека, познания. На философском языке вопрос о сущности мира часто формулируется как вопрос «что первично: дух или природа?». Философы, которые убеждены в первичности природы, материи, составили материалистическое направление. Материалистчиское направление не было и не является однородным. В каждую эпоху появляются свои разновидности материализма. Сторонники идеалистического направления убеждены в первичности духовного. Здесь так же различают разновидности идеализма в зависимости от того, как понимается это первичное духовное. Так возникают субъективный идеализм, представители котрого считали первичным сознание субъектаа и идеализм объективный, предсавители которого признавали наличие объективного духовного начала. Своеобразным выглядит дуалистическое направление, представители которого считают дух и природу вечно сосуществующими, равнозначными началами. Главный вопрос гносеологии- вопрос о познаваемости мира или «вопрос о тождестве бытия и мышления»( Ф.Энгельс). Познаваем ли мир, что такое истина, как человек познает окружающий мир_ вот гносеологические проблемы. Здесь так же существует несколько направлений: представители гносеологического оптимизма убеждены в возможности человека познать мир таким, каков он есть. Однако вопрос об источниках и механизмах познания трактуется различно. Сторонники эмпиризма единственным источником знания считают опыт,основанный на чувственном познании, сторонники рационализма абсолютизируют роль теоретического, абстрактного мышления, принижают роль эксперимента. Скептики выражают сомнение в истинности наших знаний, а сторонники агностицизма убеждены в непознаваемости мира.
Среди функций философии выделяют следующие: мировоззренческую, методологическую, гносеологическую, аксиологическую, интегративную, критическую.
Мировоззренчекая функция заключается в том, что философия является стержне мировоззрения человека, его ядром и теоретическим основанием. Гносеологическую функцию философия выполняет, когда позволяет познать сущностные характеристики мира, наиболее общие законы его развития, субъект-объектные отношения. Важное значение придается методологической функции. Всеобщими, философскими методами познания является диалектика и метафизика. Диалектики видят мир развивающимся, связанным, цельным, источник развития которого- внутренние противоречия, а метафизики акцентируют внимание на статичности, неподвижности мира и целовека. Философия объединяет, интегрирует все знания о мире, поэтому выделяют интегративную функцию. Аксиологическая функция выражается в ориентации на определенные ценности, июо философия дает определение ценности, выясняет, что является ценным для целовека в этомс мире. Философия учит все подвергать сомнению, критически переосмысливать идейное наследие прошлого.
Вопросы для размышлений и задания:
1. Почему человек философствует?
2. Как связаны философия и наука?
3. Возможно ли, что все люди придут к одинаковым философским выводам?
4. Плюрализм мнений- сильная или слабая черта философского знания?
5. Можно ли согласиться с утверждением: « Основной вопрос философии- вопрос о смысле бытия?»
6. Как вы представляете портрет философа?
7. Зачем философия современному специалисту?
8. Можно ли выделить главную функцию философии?
9. Как Вы нарисуете картину мира и место в нем человека?
10. Верно ли, что философствующий человек должен ответить на вопросы: кто я, что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться?
11. Составьте структурно-логическую схему, где найдет отражение объект, предмет философии, ее сущностные черты, основной вопрос, основные философские направления, по-разному отвечающие на этот вопрос, функции философии.
12. Термин «философия» переводится как любовь к мудрости». А что такое мудрость? Можно ли утверждать, что мудрость это
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.