Знание о мире, о человеке.
Видеть цель в жизни
Умение врачевать душевные раны, искать смысл в трагичные периоды жизни человека
Научные знания о природе
16. Какое определения философии Вы считаете верным и почему:
Незащищенность (ущербность) философии |
Живучесть, необходимость философии |
23. Какие формы мировоззрения выделяются в истории человечества?
24. Выделите общие и отличительные черты религии, мифа и философии. Изобразите это схематично
25. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение?
26. Как вы различаете понятия: мировоззрение, миропонимание, мироощущение, мировосприятие?
27. Каковы черты научного мировоззрения?
28. Что характерно для мировоззрения современного человека?
29. На какие общие вопросы отвечают миф, религия, философия?
30. Почему сегодня схраняются мифы?
31. Что способствует существованию религии в современном мире?
32. Продемонстрируйте Ваше понимание общественно-исторического характера религии.
Раздел 2.
В разделе выделяются следующие фрагменты:
· Античная философия
· Философия Средневековья
· Философия эпохи Возрождения
· Философия Нового времени
· Философия эпохи Просвещения
· Классическая немецкая философия
· Русская философия.
· Неклассическая философия Европы ХХ века.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
План:
1. Периодизация античной философии
2. Натурфилософия, ее основные проблемы
3. Сократ и софисты о человеке
4. Классическая греческая философия
5. Греко-римский период античной философии
При чтении литературы обратите внимание на следующее:
1. Античная философия насчитывает почти тысячелетие с У1 века до нашей эры и до У века нашей эры, поэтому рационально рассмотреть ее по этапам 1 этап- становление греческой философии ( У1-У в.в). Это история милетской школы, основанной Фалесом и его сподвижниками Анаксименом, Анаксимандром, пифагорейской школы- основатель Пифагор, школы Гераклита из Эфеса. Значительное место занимает элейская школа ( Ксенофан, Парменид, Зенон), афинская- Анаксагор, творчество Эмпедокла. В центре внимания стоят проблемы космоса, природы. П этап- Классическая греческая философия (У-1У в.в.)- учения Сократа, Платона, Аристотеля. Начиная с софистов, провозгласивших человека мерой всех вещей, главное внимание уделяется челвеку, его сущности и познавательным возможностям. Ш этап- греко-римский или эллинистический ( 1Ув до н.э.-1У в. н.э.). Длительный период, в ходе которого создано множество интересных школ- эпикурейцы, киники, стоики, неоплатоники.
2. Свободные граждане полисов, греки интересовались проблемами космического и логико-гносеологического характера. Милетская школа (основатель Фалес ) поставила вопрос о первоначалах сущего. Фалес полагал таким первоначалом воду, Анаксимандр- апейрон, а Анаксимен- воздух. Их философия- рационализация мифа. Мир объясняется из него самого, без участия сверхприродных сил. Милетцы считали, что любое материальное тело обладает живой душой ( гилозоизм) и отождествляли бога и природу ( пантеизм). Позднее создает свою школу Пифагор с острова Самос, обратив внимание не на стихии, а на их арифметически-геометрическое оформление. Первоначало есть число. Гераклит из города Эфес- родоначальник античной диалектики полагал за первоначало Космоса огонь. В южной Италии возникает школа элеатов ( г.Элея), где Парменид, Зенон ставят проблему соотношения бытия и небытия, спорят о сущности движения. Интересны апории Зенона. Автор философских поэм Эмпедокл считает, что корни бытия вечны и неизменны. Всякая вещь- соединение четырех элементов ( корней)- вода, воздух, огонь, земля. Любовь и Вражда действуют на четыре корня и так возникает мир в форме шара, который неизменен, един и не терпит пустоты.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.