Методические указания для подготовки к зачету и экзамену по курсу "Философия", страница 4

Знание о мире, о человеке.

Видеть цель в жизни

Умение врачевать душевные раны, искать смысл  в трагичные периоды жизни человека

Научные знания о природе

  1.  Согласны ли Вы, что умный человек  найдет выход из любой трудной ситуации, а мудрый человек в нее не попадет.?
  2.  Чем отличаются и отличаются ли философия и наука? Может ли философия обойтись без науки, а наука без философии? Возможна ли научная философия? Можете ли Вы привести примеры научной философии?
  3. Что побуждает современного человека философствовать?  Не прошла ли эпоха философии?

16.  Какое определения философии Вы считаете верным и почему:

    • Философия- это теория.
    • Философия- воронка,  по которой человек спускается в собственную сущность.
    • Философия- это знания о том, как правильно жить
    • Философия- наука о мире.
    • Философия- мировоззрение
    • Сформулируйте свое определение
  1.  Согласны ли Вы с высказыванием «У каждого человека своя философия и каждый проходит свой путь философствования.».Н.Бердяев. Проиллюстрируйте примерами из литературы..
  2.  Как вы понимаете высказывание «Философия- это жизнь, а жизнь-это философия».
  3. Прокомментируйте слова Б.Рассела  о том, что если философия  и не может дать ответы на все те вопросы, на какие вы хотели бы получить ответ, то она, по крайней мере в состоянии ставить вопросы , которые открывают новое, неизвестное, скрытое в привычном  окружении повседневной жизни.
  4. Пользуется ли философия признанием в современном мире? Согласитесь ли Вы с мнением Н.Бердяева «Поистине трагично положение философа». Заполните таблицу

Незащищенность (ущербность) философии

Живучесть, необходимость философии

  1. Аристотель говорил: «…поэзия содержит в себе больше философского и полезного, чем история, ибо она представляет более общее, а история- частное…» Можно ли с этим согласиться?
  2. Древнегреческий математик Пифагор  был первым  человеком, который, по преданию, назвал себя философом, отметив при этом, что человеку не следует переоценивать своих возможностей в достижении мудрости, однако любовь к мудрости, стремление к ней приличествует каждому разумному существу. Сравните с высказыванием «Человек потому философствует, что он человек».  Верно ли это? Ответ аргументируйте.

23.  Какие формы мировоззрения выделяются в истории человечества?

24.  Выделите общие и отличительные черты религии, мифа и философии.  Изобразите это схематично

25.  Как соотносятся между собой философия и мировоззрение?

26.  Как вы различаете понятия: мировоззрение, миропонимание, мироощущение, мировосприятие?

27.  Каковы черты научного мировоззрения?

28.  Что характерно для мировоззрения современного человека?

29.  На какие общие вопросы отвечают миф, религия, философия?

30.  Почему сегодня схраняются мифы?

31.  Что способствует существованию религии в современном мире?

32.  Продемонстрируйте Ваше понимание общественно-исторического характера религии.

Раздел 2.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

В разделе выделяются следующие фрагменты:

·  Античная философия

·  Философия Средневековья

·  Философия эпохи Возрождения

·  Философия Нового времени

·  Философия эпохи Просвещения

·  Классическая немецкая философия

·  Русская философия.

·  Неклассическая философия Европы ХХ века.

                                 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

План:

1.  Периодизация античной философии

2.  Натурфилософия, ее основные проблемы

3.  Сократ и софисты о человеке

4.  Классическая греческая философия

5.  Греко-римский период античной философии

При чтении литературы обратите внимание на следующее:

           1. Античная философия насчитывает почти тысячелетие с У1 века до нашей эры и до У века нашей эры, поэтому рационально рассмотреть ее по этапам  1 этап- становление греческой философии ( У1-У в.в). Это история милетской школы, основанной Фалесом и его сподвижниками Анаксименом, Анаксимандром, пифагорейской школы- основатель Пифагор, школы Гераклита из Эфеса. Значительное место занимает элейская школа ( Ксенофан, Парменид, Зенон), афинская- Анаксагор,  творчество Эмпедокла.  В центре внимания стоят проблемы космоса, природы. П этап- Классическая греческая философия (У-1У в.в.)- учения Сократа, Платона, Аристотеля. Начиная с софистов, провозгласивших человека мерой всех вещей, главное внимание уделяется челвеку, его сущности и познавательным возможностям. Ш этап- греко-римский или эллинистический ( 1Ув до н.э.-1У в. н.э.). Длительный период, в ходе которого создано множество интересных школ- эпикурейцы, киники, стоики, неоплатоники.

 2.  Свободные граждане полисов, греки интересовались проблемами космического и логико-гносеологического характера. Милетская школа (основатель Фалес ) поставила вопрос о первоначалах сущего. Фалес полагал таким первоначалом воду, Анаксимандр- апейрон, а Анаксимен- воздух. Их философия- рационализация мифа. Мир объясняется из него самого, без участия сверхприродных сил. Милетцы  считали, что любое материальное тело обладает живой душой ( гилозоизм) и  отождествляли бога и природу ( пантеизм).  Позднее создает свою школу Пифагор с острова Самос, обратив внимание не на стихии, а на их арифметически-геометрическое оформление.  Первоначало есть число. Гераклит из города Эфес- родоначальник античной диалектики полагал за первоначало Космоса огонь.  В южной Италии возникает школа элеатов ( г.Элея), где Парменид, Зенон ставят проблему соотношения бытия и небытия, спорят о сущности движения.  Интересны апории Зенона. Автор философских поэм Эмпедокл  считает, что корни бытия вечны и неизменны. Всякая вещь- соединение четырех элементов ( корней)- вода, воздух, огонь, земля.  Любовь и Вражда действуют на  четыре корня и так возникает мир в форме шара, который неизменен, един и не терпит пустоты.