Систематизатором средневековой схоластики считают Фому Аквинского. В отличие от патристики, Ф.Аквинский подчеркивает, что у сущности и существования один корень. ( «Я есмь сущий»- говорит Бог через Моисея людям). Вечным бытием обладает лишь Всевышний, мир обладает конечным бытием. Выделяются 4 уровня бытия- косная природа, мир растений, мир животных, мир человека, где форма предстает как дух или человеческая разумная душа. Иерархизм характерен как для природы, так и для людей. На высшей ступени- более близкие к Богу. В теории познания так же исходит из идеи Откровения. Науки классифицируются по тому, насколько они близки к Божественной Идее. Высшая наука- наука о Боге. Человек в Средневековой философии предстает как высшее существо, сотворенное Богом Человек обладает не двумя измерениями- телом и душой-, к ним добавляется дух- причастность к божественному посредством веры. Традиционно уделяется внимание доказательствам бытия Бога.
Период поздней схоластики отмечен спором номинализма и реализма. Представители реализма считали, что подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия ( универсалии), существующие вне сознания, независимые от него и материального мира. ( Ф.Аквинский представлял «умеренное» крыло реализма). Стронники номинализма полагали, что реально существуют только единичные вещи. А общие понятия есть ни что иное как названия «звуки голоса» ( Росцелин). Оккам предлагает принцип, названный позднее «бритвой Оккама»- «Сущности не следует умножать без необходимости».
Вопросы для размышления и задания:
1. Составьте схему, где отразилось бы: периодизация Средневековой философии, основные ее представители, онтологические и гносеологические проблемы
2. Чем понятие Бога в Средневековой философии отличается от представлений о Богах в античной философии?
3. Согласны ли Вы со словами А.Блаженного « Человек есть разумная душа, которая пользуется темным телом?»
4. Чем отличается решение проблемы «душа-тело» в античной и средневековой философии?
5. Кто ближе подошел к истине- сторонники номинализма или реализма? Ответ обоснуйте.
6. Как соотносятся вера, разум, философия в мировоззрении средневекового человека?
7. Проявлялась ли материалистическая тенденция в Средневековой философии, если- да, то где и как?
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
План:
1. Античная и христианская традиции в эпоху Возрождения
2. Гуманизм философии Возрождения
3. Натурфилософия о мире и его познании.
При чтении литературы обратите внимание на следующее:
В основе философии Возрождения- принцип антропоцентризма, то есть представления о свободном, сильном человеке, который утверждает свою индивидуальность, независимость, неповтормость. В мировозрении побеждает гуманизм. В поисках идеала авторы эпохи Возрождения часто опираются на ценности античной культуры. Различают следующие стадии философии Возрождения: раннее Возрождение, период Высокого Возрождения, позднее Возрождение.
Основные гуманистические идеи философии Возрождения мы находим в произведениях Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолы.
Данте Алигьери по-новому осмысливает отношения Бога и человека. Божественное и человеческое сосуществуют в единстве. Существование человека обусловлено, с одной стороны Богом, с другой- природой. Право человека на земное счастье и любовь отстаивает в сонетах Петрарка. Фичино выделяет вопрос об отношении религии и философии. Необходима всеобщая «естественная» религия, в которой философия станет не служанкой Богословия, а равноправной сестрой. Исключительное место в философии Фичино занимает категория любви. Любовь охватывает и Божество, и природу, и человеква в едином порыве, связывая и в единое. Любовь есть движущая сила. Основой познания провозглашается созерцание красоты и наслаждение красотой. Человек не только богоподобен, он приравнен к Богу. Человек- Бог стихий, животных, всех материальных вещей, которые он преобразует. Человек обладает безграничной мощью, приравненной к мощи Абсолюта. Пико делла Мирандола формулирует положение о свободной воле и активности человека. Человек есть микрокосм, соединяющий следующие начала: земное, состоящее из четырех известных элементов, животное и божественное. «На земле нет ничего более великого, кроме человека…» Пьетро Помпонацци отвергает существование разума вне отдельных людей и приходит к идее о смертности человеческой души. Цели человеческой деятельности находятся не в потустороннем, а в посюстороннем мире. Натуралистически трактует человека и Бернардино Телезио. Человек- природное существо, он обладает бестелесной и бессмертной душой.
В онтологии глубокий интерес к природе породил натурфилософские идеи. Характерной чертой является пантеистический взгляд на мир. Ключевой фигурой философской мысли выступает Николай Кузанский. Божественное бытие играет рещающую роль в становлении мира природы и мира человека. Но Бог у него деперсонализирован и выступает как бытие- возможность, бытие-бесконечность, абсолютный максимум. ( Идея, близкая к пантеизму, так как отождествляется творец и творение). Бог- единство противоположностей- абсолютного максимума и абсолютного минимума. Вселенная так же бесконечна во времени и пространстве. Человека Н.Кузанский так же подводит к обожествлению, называя его «очеловечившемся Богом». Гносеология Кузанского пронизана убеждением, что человек как микрокосм обладает естественной способностью познания природы. Его ум уподоблен божественному, творческому уму. Существуют 3 способности, 3 вида ума- чувственность, рассудок и разум.
Пантеизм и уверенность в познавательные способности человека присуще и Д.Бруно. Цель философии, по мнению Бруно, в познании природы. Божественное и природное, материальное и идеальное нахродятся в единстве. «Природа есть сам Бог, либо божественная сила, скрытая в вещах». Земное и небесное физически однородно и это подводит Бруно к проблеме единицы бытия. Коей является монада. «Монада монад»- есть Бог. В гносеологии- понятие о «двойственной истине».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.