Методические указания для подготовки к зачету и экзамену по курсу "Философия", страница 6

Систематизатором средневековой схоластики считают Фому Аквинского. В отличие от патристики, Ф.Аквинский подчеркивает, что у сущности и существования один корень. ( «Я есмь сущий»- говорит Бог через Моисея людям). Вечным бытием обладает лишь Всевышний, мир обладает конечным бытием.  Выделяются 4 уровня бытия- косная природа, мир растений, мир животных, мир человека, где форма предстает как дух или человеческая разумная душа. Иерархизм характерен как для природы, так и для людей. На высшей ступени- более близкие к Богу. В теории познания так же исходит из идеи Откровения. Науки классифицируются по тому, насколько они близки к Божественной Идее. Высшая наука- наука о Боге.  Человек в Средневековой философии предстает как высшее  существо, сотворенное Богом Человек обладает не двумя измерениями- телом и душой-, к ним добавляется дух- причастность к божественному посредством веры. Традиционно уделяется внимание доказательствам бытия Бога.

Период поздней схоластики отмечен спором номинализма и реализма. Представители реализма считали, что подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия ( универсалии), существующие вне сознания, независимые от него и материального мира. ( Ф.Аквинский представлял «умеренное» крыло реализма). Стронники номинализма полагали, что реально существуют только единичные вещи. А общие понятия есть ни что иное как названия «звуки голоса» ( Росцелин). Оккам предлагает принцип, названный позднее «бритвой Оккама»- «Сущности не следует умножать без необходимости».

Вопросы для размышления и задания:

1.  Составьте схему, где отразилось бы: периодизация Средневековой философии, основные ее представители, онтологические и гносеологические проблемы

2.  Чем понятие Бога в Средневековой философии отличается от представлений о Богах в античной философии?

3.  Согласны  ли Вы со словами А.Блаженного « Человек есть разумная душа, которая пользуется темным телом?»

4.  Чем отличается решение проблемы «душа-тело» в античной и средневековой философии?

5.   Кто ближе подошел к истине- сторонники номинализма или реализма? Ответ обоснуйте.

6.  Как соотносятся вера, разум,  философия в мировоззрении средневекового человека?

7.  Проявлялась ли материалистическая тенденция в Средневековой философии, если- да, то где и как?

                                            ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

План:

1.  Античная и христианская традиции в эпоху Возрождения

2.  Гуманизм философии Возрождения

3.  Натурфилософия о мире и его познании.

При чтении литературы обратите внимание на следующее:

            В основе философии Возрождения- принцип антропоцентризма, то есть представления о свободном, сильном человеке, который утверждает свою индивидуальность, независимость, неповтормость. В мировозрении побеждает гуманизм.   В поисках идеала авторы эпохи Возрождения часто опираются на ценности античной культуры. Различают следующие стадии философии Возрождения: раннее Возрождение, период Высокого Возрождения, позднее Возрождение.

  Основные гуманистические идеи философии Возрождения мы находим в произведениях Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолы.

Данте Алигьери  по-новому осмысливает отношения Бога и человека.  Божественное и человеческое сосуществуют в единстве.  Существование человека обусловлено, с одной стороны Богом, с другой- природой. Право человека  на земное счастье и любовь отстаивает в сонетах Петрарка. Фичино выделяет вопрос об отношении религии и философии. Необходима всеобщая «естественная» религия, в которой философия станет не служанкой Богословия, а равноправной сестрой. Исключительное место в философии Фичино занимает категория любви. Любовь охватывает и Божество, и природу, и человеква в едином порыве, связывая и в единое.  Любовь есть движущая сила. Основой познания провозглашается созерцание красоты и наслаждение красотой. Человек не только богоподобен, он приравнен к Богу. Человек- Бог стихий, животных, всех материальных вещей, которые он преобразует. Человек обладает безграничной мощью, приравненной к мощи Абсолюта.  Пико делла Мирандола  формулирует положение о свободной воле и активности человека.  Человек есть микрокосм, соединяющий следующие начала: земное, состоящее из четырех известных элементов, животное и божественное.  «На земле нет ничего более великого, кроме человека…»  Пьетро Помпонацци   отвергает существование разума вне отдельных людей и приходит к идее о смертности человеческой души. Цели человеческой деятельности находятся не в потустороннем, а в посюстороннем мире. Натуралистически трактует человека и Бернардино Телезио. Человек- природное существо, он обладает бестелесной и бессмертной душой. 

В онтологии глубокий интерес к природе породил натурфилософские идеи. Характерной чертой является пантеистический взгляд на мир.  Ключевой фигурой философской мысли выступает Николай Кузанский. Божественное бытие играет рещающую роль в становлении мира природы и мира человека. Но Бог у него деперсонализирован и выступает как бытие- возможность, бытие-бесконечность,  абсолютный максимум. ( Идея, близкая к пантеизму, так как отождествляется творец и творение).  Бог- единство противоположностей- абсолютного максимума и абсолютного минимума.  Вселенная так же бесконечна во времени и пространстве.  Человека Н.Кузанский так же подводит к обожествлению, называя его «очеловечившемся Богом». Гносеология Кузанского  пронизана убеждением, что человек как микрокосм  обладает естественной способностью познания природы.  Его ум уподоблен божественному, творческому уму. Существуют 3 способности, 3 вида ума- чувственность, рассудок и разум. 

Пантеизм и уверенность в познавательные способности человека присуще и Д.Бруно. Цель философии, по мнению Бруно, в познании природы. Божественное и природное, материальное и идеальное нахродятся в единстве. «Природа есть сам Бог, либо божественная сила, скрытая в вещах». Земное и небесное физически однородно и это подводит Бруно к проблеме единицы бытия. Коей является монада.  «Монада монад»- есть Бог. В гносеологии- понятие о «двойственной истине».