По мнению Канта, бытие есть понятие о чем-то таком, что может быть прибавлено к понятию вещи. Гегель начинает построение философской системы с понятия «чистое бытие». Объединены понятия «бытие и небытие», «ничто и нечто». К.Иаркс и Ф. Энгельс вводят понятие «общественное бытие».
В неклассической философии ХХ века особое внимание уделяется существвоанию человека. Концепция объективного, безразличного к человеку бытия претерпела крах. В экзистенциализме для человеческого бытия слиты материальное и духовное. Бытие временно: «Бытие есть только тогда, когда ему грозит небытие»- считает Ф.М.Достоевский. Н.Гартман вводит понятие «разрез бытия».
Сегодня в построении общей картины мира выделяют бытие вещей и процессов неживой природы можно различать «первую» и «вторую природу», бытие живой природы, где можно увидеть 2 уровня- первый представлен живыми неодухотворенными телами ( растения, животные , где уже имеется физическое и психическое) и бытие человека, бытие индивида и бытие общества, где в свою очередь выделяют бытие материального и бытие идеального.
Для обозначения основы всего сущего в философии выработаны 2 категории: субстрат и субстанция. Субстрат в переводе означает « то, из чего все сделано». Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция»- «то, что лежит в основе» Для идеалистической философии Гегеля в уровень субстанции возведена Абсолютная идея. В материалистической философии в качестве субстанции выступает материя. Понятие «материя» так же проходит ряд этапов. В античной философии в качестве первоосновы понимали огонь, воду, воздух, землю. В материализме ХУП-ХУШ веков материю пытаются определить через свойства- протяженность, непроницаемость, наличие массы покоя, неделимость. После кризиса физики на рубеже веков В.И.Ленин дает определение материи, которым философская мысль пользуется до сих пор- понятием «материя» обозначается объективная реальность, которая может познаваться субъектом.
Способом существования материи является движение. В диалектическом материализма движение рассматривается как атрибут (неотъемлемый признак) материи. Движение бывает двух видов- движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества и движение, при котором изменяется качество предмета. На протяжении всей истории философии предпрнимались попытки выделить формы движения. Демокрит различал движение хаотичное, вихреобразное и упорядоченное движение атомов. Аристотель различает уменьшение, увеличение, изменение по положению, возникновение, уничтожение, изменени по качеству. Формы движения материи выделил в работе «Диалектика природы» Ф. Энгельс: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Современная наука несколько уточняет классификацию Энгельса, но принципы выделения остаются неизменными: нельзя смешивать качественно разнородные формы движения и сводить высшие формы к сумме низших.
Формами бытия выступают время и пространство. В настоящее время существует субстанциальная и релятивистская точки зрения на время и пространство. Общими свойствами времени и пространства признаются объективность, бесконечность и безграничность, неотделимость от материи. Кроме того, пространство характеризует протяженность тел, их расположение относительно друг друга, пространство трехмерно, обратимо. Время характеризует длительность и последовательность происходящих событий, время одномерно, необратимо. Особое внимание следует уделить специфике времени и пространству человека.
Предлагается выполнить задания:
1. «Выделите этапы развития понятие «бытие».
2. Заполните таблицу:
Материалистическое понимания бытия: …………………. |
Идеалистическое понимание бытия:………………… |
Бытие в современной философии понимается как…………. |
3. Изобразите схематично формы бытия, покажите их иерархию.
4. Покажите отличие понимания материи в домарксистской и марксисткой философии
5. Разграничьте понятия «материя» и «материальное»
6. Почему недопустимо смешивать философское понимание материи и данные естественных наук о материальных объектах?
7. Как Вы понимаете слова: « Материя как таковая, это – чистое создание мысли и абстракция.» Представителю какого направления философии принадлежат эти слова?
8. Возможно ли устранить понятие «материя»
9. Сопоставьте понятия «материя», «вещество», «реальность».
10. Изобразите схематично структурные уровни материи и ее формы.
11. Выделите из следующих суждений правильные:
· Все, что нас окружает- материально.
· Все вещи и их свойства материальны
· Все вещи состоят из материи
· Атомы, элементарные частицы, свет- все это вместе взятое и есть материя.
· Материя есть субстанция, носитель и основа всех свойств и явлений, предметов и процессов действительности.
.
12. Как современная наука конкретизирует классификацию форм движения, предложенную Энгельсом
13. Вспомните типы классификации форм движения в истории философии.
14. Заполните таблицу:
Концепции в понимании пространства-времени |
|
Субстанциальная |
Реляционная |
Имена философов и их идеи …… |
Имена философов и их идеи……. |
15. Дайте определение движения, если Вы:
· Материалист-диалектик
· Материалист-метафизик
· Объективный идеалист
· Субъективный идеалист
16. Что означает « движение абсолютно», «движение временно», «покой относителен»?
17. В чем специфика времени человека?
18. Нужно ли воспитывать культуру времени?
19. Какие философские направления нашли отражение в следующих суждениях о пространстве и времени:
· Пространство и время предшествуют материи:
· Пространство и время- упорядоченные системы рядов ощущений
· Пространство и время- априорные формы чувственности
· Пространство и время- формы существования материальных объектов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.