Выходец из города Абдеры Демокрит стал основоположником атомистической школы. Его учение об атомах и их движении считается началом материалистической линии в европейской философии.
3. Особая роль в истории философии принадлежит Сократу. Сократовская философия касается прежде всего человека, его души и добродетели. По-новому Сократ понимает свободу (господство рациональности над витальностью) и счастье ( счастлив лишь добродетельный человек). Диалектика Сократа призвана подвести душу человека к принятию истины, поэтому диалог Сократа состоит из 2 существенных моментов- «опровержение» и «майевтика». Чтобы осуществить это. Сократ применяет маску незнания («Я знаю только то, что ничего не знаю») и наводящее страх оружие- иронию, при которой собеседник обнаруживает себя. Последователи Сократа продолжили дело своего учителя, образовав многочисленные школы- киники, киренаики, мегарская школа, а так же Академия Платона.
Платон создает целостную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Мир идей вечен и неизменен. Материальное бытие создается Творцом, Демиургом. Мир идей постигается только понимающим умом. Человек имеет врожденные идеи, «припоминая» которые, человек открывает для себя мир. Человек- единство души и тела., в основе которого лежит душа.
Лучшего ученика Платона - Аристотеля называют величайшим философом-энциклопедистом древней Греции. Аристотель признает объективное существование вечной материи. Но материя инертна, пассивна. Активным творческим фактором является форма. Основным двигателем мира является Бог. Сущностью или формой человека является душа. Аристотель выделяет 3 вида души- растительная, чувственная, разумная. Мир познаваем. Суть вещей познается с помощью ощущений. Над наукой надстраивается философия, совпадающая с логикой. Аристотель формулирует законы формальной логики. Значительное место в философии Аристотеля занимают идеи государственного устройства.
В период эллинизма 1Увек до н.э.-У век н.э. меняется мировоззренческая ориентация философии. Ее интерес сосредоточивается на жизни отдельного человека. Эпикур полагал главной задачей философии научить человека быть счастливым и лишенным страхов. Счастье человека- в получении удовольствия, но при этом подчеркивалось, что «нельзя жить приятно, не живя разумно». Другим значительным направлением стал скептицизм. (Основатель Пиррон из Эллады) Скептики во главу угла ставили сомнение в существовании надежного критерия истины, обращали внимание на относительность знаний человека. В эпоху императорского Рима получи распространение стоицизм. Основатель- Зенон из Китиона. Наибольшую известность получили представители поздней стои Марк Аврелий и Сенека. Ядром философского знания считалась этика. Человек должен жить в соответствии с предопределенностью. Морально совершенными считаются действия, которые проверены Богом и согласуются с природой. Идеалом мудреца стоика является невозмутимость, стоическое спокойствие . Пропагандируется идея добродетели и идея долга.
Вопросы для размышлений и задания.
1. Составьте таблицу персоналий античной философии
Имя, годы жизни |
Основные труды |
Понимание природы |
Понимание человека и общества |
Проблемы познания |
2. .Каковы критерии периодизации античной философии?
3. Какой из досократиков Вам ближе и с чьими идеями Вы бы не согласились?
4. Согласны ли Вы с пониманием счастья Сократом?
5. Как изменялись представления о добродетели в античной философии?
6. Что значит «человек-мера всех вещей?»
7. Какие этические принципы античных философов сегодня актуальны?
8. Как изменялись представления о бытии в античной философии?
9. Проследите, какие философские проблемы античности «перекочевали» в современную философию?
10. Что значит призыв эпикурейцев «Промни о смерти!»?
11. Можно ли сегодня разделять взгляды на образ жизни стоиков, киников?
12. Кто на Ваш взгляд вернее отразил общую картину мира Демокрит, Платон или Аристотель?
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
План:
1. Исторические условия возникновения и развития философии Средневековья
2. Патристика о Боге, природе, человеке, смысле его бытия
3. Схоластика о проблемах Бытия и познания мира
При чтении литературы обратите внимание на следующее:
Переход от Античной философии к Средневековой связан со становлением христианства. Борьба с язычниками требовала укрепления христианской идеологии, что вызвало к жизни патристику- учение «отцов церкви»- совокупность теолого-философских взглядов. В патристике выделяют: апологетику (Квинт Септимий Тертуллиан, Ориген), классическую патристику (Григорий Нисский, августин Блаженный), заключительный период (Боэций, Иоанн Скотт Эриуген). Центральная идея философии Средневековья- теоцентризм. Онтология средневековой философии отстаивает идею креационизма- творения Богом мира и человека. В многочисленных трудах. среди которых «Исповедь», «О граде божьем» А Блаженный представил Христианство как целостное учение. Высшая цель человека- любовь к Богу. История человечества разворачивается в 2 царствах- Граде Земном и Граде Божьем..Процветает символизм- понимание земного как инобытия мира Бога. Большое внимание уделяется тому, что есть вечность и время. В теории познания господствует иррационализм. Через произведения средневековых философов проводится идея Откровения. Вера- вот высшее познание, она ставится выше разума. «Верь, чтобы понимать».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.