Сборка заключительный этап механического прочеса. От качества выполнения всех операций зависит надежность, и энергетические показатели. При сборке из 2 этапов: 1-сборка из отдельных деталей и сборных единиц – узловая сборка. 2- сборка из предварительно собранных сборных единиц, деталей и покупных изделий – ЭМ общая сборка. При сборке нужно выполнить различные соединения: зазор, натяг. Чтобы выполнить эти требования необходимо выполнить размерный анализ, с помощью него получают правильное соотношение взаимно связанных размеров и определить допустимое отклонение - допуски. Подобные расчеты выполняются на базе теории размерных цепей. Размерной цепью называют совокупность взаимосвязанных размеров, образующих замкнутый контур и определяющих взаимное расположение поверхностей, одной или нескольких деталей. Замкнутость размерной цепи приводит к тому, что размеры входящие в цепь не могу называться независимыми. Значение и точность одного влияет на остальные. Размерная цепь состоит из звеньев. Звеном называется каждый из размера, образ-х размерную цепь. Любая размерная цепь состоит из одного замыкающего звена и двух или более составных звеньев. Замыкающим является звено исх-е при постановке задачи или получается последним в результате решения этой задачи. Замыкающее звено непосредс-но не выполняется, а получается в результате выполнения ост-х звеньев. В соотношении с ГОСТ при сборке предусматривается следующие методы достижения точности замыкающего звена: 1- метод полной взаимозаменяемости, 2-метод неполной взаимозаменяемости, 3- групповой взаимозаменяемости, 4-пригонки, 5-метод регулирования. 1- метод полной взаимозаменяемости: сборка без дополнительной обработки детали. Детали нужно выпускать более точно. Min допуски, детали требуют большой трудоемкости. При своей простоте не экономичен(поэтому 2).
2-метод неполной взаимозаменяемости: сборка без пригонки, у небольшого количества изделий(3 из 1000) значение замыкающего звена может выйти за установленный предел. Поэтому доп.пригонка отдельных деталей при механической обработке. + простота, экономичность. – подгонка. 3- групповой взаимозаменяемости: селективная сборка, без пригонки. После изготовления все детали рассортировывают. При сборке соединяют детали из соответствующих групп по методу полной взаимозаменяемости. + достижение высокой точности при экон.целесообр.допускам. – повышение незавершенного производства, дополнительные затраты – проверку, сортировку. 4-пригонки- предусматривает сборку за счет намеченного компенсатора. Величина необходимого съема припуска определяется после предварительной сборки и изменение. + возм-ти уст-я эк.целесообр. допусков на детали. – удорожание процесса сборки. 5-метод регулирования: предусматривает сборку за счет суммарного размера компенсируемого звена. С помощью шайб, прокладок. – усложняется конструкция, увеличивается кол-во деталей, усложняется сборка. Различают 2 вида соединения при сборке: 1- подвижные. Обеспечивается посадками с зазором на шпонку или шлицы. Такие соединения допускают разборку деталей без их повреждения. 2- неподвижные – обеспечивают неизменяемое расположение собранных деталей. Неподви-е неразбор-е соедия выполняют сваркой, клепкой, пайкой, склеиванием, также посадками снатягом. Неподви-е разборные соед-я пасадками с зазором, при этом неподвижность деталей обеспечивается шпонками, болтами, штивтами. Разборные соед-я – многократную сборку и разборку и иметь хороший вид – без вмятин, забоин.
36. Неподвижные разбираемые и не разбираемые соединения.
Различают 2 вида соединения при сборке: 1- подвижные. Обеспечивается посадками с зазором на шпонку или шлицы. Такие соединения допускают разборку деталей без их повреждения. 2- неподвижные – обеспечивают неизменяемое расположение собранных деталей. Неподви-е неразбор-е соедия выполняют сваркой, клепкой, пайкой, склеиванием, также посадками снатягом. Неподви-е разборные соед-я пасадками с зазором, при этом неподвижность деталей обеспечивается шпонками, болтами, штивтами. Разборные соед-я – многократную сборку и разборку и иметь хороший вид – без вмятин, забоин. Неподви-е разборные соед-я - относятся: резьбовые соединения, соед-я штифтами, шпоночные соед-я. При резьбовых соединениях пов-ти к которым прилегают детали(опорные пов-ти гаек) д.б. ровными и перпенд-но оси отверстия. Перекос опорной поверхности приводит к обрыву болтов. Получают опорные пове-ти мех.обработкой. при сборки болтового соединения под действием усилия затяжки происходит вытяжка болта, поэтому правильная сборка зависит от усилия затяжки болта или гайки. Из условия прочности крепежных деталей верхний предел принимают 0,5 - 0,7 предела текучести материала болта. Затяжка неответств-х соед-й – гаечными ключами без устройства контроля. Чтобы ограничить чрезмерное усилие ограничивают длину рукоятки ключа(15 – 20) диаметра резьбы. При много болтовых соединениях сначала рекомендуется производить затяжку гаек на середине детали, затем по концам если гайки по окружности, то их крест на крест в два приема при сборке ответственных соедине-й затяжку производят изм-м М (момента), по удлинению болта. По изм-ю М – простота (чаще). Оценку момента затяжки по формуле: , Q3 – сила затяжки, d – диаметр болта. Для затяжки гаек использ-ся также электро и пневмо элемент. ─ по М – если есть повреждение, перекос, не сможем правильно собрать изд-е – контроль визуально. Качественно – по удлинению болта. Удлинение измеряется мкм или индикатором часового типа, более сложный способ. Все крепежные детали д.б. застопорены. Способы: 1. жесткие 2. фрикционные. 1.деталь соединяется со стопорящей деталью(стопором). Самоотвертывание стопора невозможно без разрушения и деформации стопора(шплинтами, проволокой,) 2. соединяется повышенное трение между стопорной и стопоримой детали (стопорящая шайба, пружинная шайба).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.