33. Статическая балансировка роторов. Плоскости коррекции, нормы на допустимую неуравновешенность.
Технология балансировки – это такая технологическая операция, в процессе которой находится величина и расположение неуравновешенной массы, а затем производится уравновешивание путем размещения грузов на легкие стороны или удаленные части металла с тяжелых сторон. Полностью уравновешенным считается ротор с таким распределением масс, при котором результирующая всех ц/бежн. сил и сумма моментов этих сил относительно центра тяжести равна нулю.
Количественно величину неуравновешенности можно выразить через меру неуравно-вешенности, определяемую в плоскости исправления (плоскость корреции). Плоскос-тями исправления называются плоскости, перпендикулярными оси вращения, которыми путем добавления или удаления масс осуществляется компенсация неурав-новешенности.
Мера неуравновешенности: , [1 г мм]; m – неуравновешенная масса;
r – расстояние от центра тяжести до углового положения масс.
Полностью устранить неуравновешенность невозможно, поэтому ГОСТ устанавливает нормы на дополнительную остаточную неуравновешенность.
Роторы ЭМ в зависимости от массы делят на 3 группы:
1) Микроторы с М=0,01...0,1кг
2) Малые роторы с М=0,1...3кг
3) Средние роторы с М≥3....1000кг
3 класса точности уравновешивания: - нулевой «0», первый «1», второй «2»
«0» и «1» классы должны указываться в ТУ документации. При отсутствии записи в чертеже – значит 2 класс уравновешивания.
Назначение классов точности производится конструктором.
Нормы удельной остаточной неуравновешенности определяются в зависимости от частоты вращения вала.
Схемы расположения плоскостей коррекции:
Допустимая остаточная неуравновеше-ность:
[г мм]
Выбор способа балансировки зависит от точности балансировки, требуемой и возможной точности оборудования.
При динамической балансировке получаются более высокие результаты компенсации неуравновешенности. При двух плоскостях коррекции ротора должны корректироваться только динамически.
Статическая балансировка роторов.
Производится на призмах, тисках, роликах. Призма имеет твердость HRC=60...63 коэф-т трения качения равен(0,001...0,004) 10-2. Для определения неуравновешенности ротор выводится из равновесия, он начинает перекатываться и устанавливаться тяжелым местом вниз, а легким – вверх. Величина неуравновешенностей массы измеряется методом пробной массы. Метод пробной массы
mПР – пробная масса
Под ∕90˚ помещают груз mПР пробной массы. Под действием mПР ротор повернется на какой-то ∕φ.
Расчет проводится по формуле:
; где mТР – требуемая масса; φ – угол смещения легкого места от вертикальной оси.
; Прочность статической балансировки не более 5...10мкм
Для более точной балансировки используются специальные весы:
1 – балансируемыйый ротор
2 – опора вала
3 – рычаг весов
4 – подвесная рамка
5 – призма рычага
6 – демпфер
7 – станина
8 – индикатор
Более точная балансировка производится динамически.
34.Динамическая балансировка ротора. Принципиальная схема балансировки.
Б – такая технич.операчия, в процессе которой находиться величина и расположение неуравновешенной m, а затем производиться её уравновешивание путем размещения грузов на легкие стороны или удаление части Ме с тяжелых сторон. Полнос-ю уравн называется Rot с таким распределение m при которой результирующая всех ц.б. сил и сумма моментов этих сил, относительно центра тяж-и = 0. Схема динамической балансировки:
Принцип работы: 1- Rot, 2- опоры, 3-const магниты, 4-переключатель, 5-усилитель, 6- питание для неоновой лампы, 7- прибор, 8- лампа.
Балансируемый ротор своими концами вала устан-ся на подвижные опоры А и В. Опоры жестко связаны посредством стержней с катушками К1 и К2; последние находятся в поле постоянных магнитов.
Вращение на ротор передаётся от электродвигателя с помощью приводного ремня. Колебания опор, вызванные вращением неуравновешенного ротора, передаются через стержни на катушки Е1 и Ё2 и вызывают перемещение их в магнитном поле. При этом в катушках возникают напряжения Е1 и Е2, пропорциональные амплитудам колебаний опор. Эти напряжения через потенциометрическое устройство поступают в усилитель и, усиленные, подаются на прибор измерения величины дисбаланса и строботрон.
С помощью потенциометрического устройства можно осуществить раздельную балансировку детали по левой и правой плоскостям уравновешивания. Это значит, что неуравновешенность в одной плоскости не влияет на определение неуравновешенности в другой и наоборот. Кроме того, посредством потенциометра устанавливается пропорциональная зависимость между выбранными единицами измерения величины дисбаланса и показаниями прибора.
Место расположения дисбаланса определяется с помощью стробо-трона «S». Лампа вспыхивает каждый раз, когда на её управляющую сету попадает определённой величины отрицательный импульс. Частота импульсов соответствует скорости вращения детали. Поэтому при каждом обороте лампа вспыхнет один раз и будет освещать одну и ту же цифру на ленте «Л». Освещенная строботроном цифра, находящаяся в горизонтальной плоскости, проходящей через ось вращения детали, будет соответствовать угловому расположению дисбаланса в той или другой плоскости исправления.
Существуют различные способы балансировки ЭМ. Для мкЭМ специальное оборудование разл. по следующим признакам: 1-по способу движения Rot в процессе балансировки, 2- по способу подвески Rot, 3- по типу применяемого датчика, 4- по типу определения значения угла и дисбаланса. Б по способу регистрации вих. инф-ии станки м.б.: электромех-е и электрофизические.
Методы устранения дисбаланса.1- высверливание, фрезерование активной части магнитопровода(не всегда применимы напр.мкЭМ). 2-размешение специальных грузов на вентиляторе. На Rot со стороны к.з. колец. Одновременно с лапотками отливаются штыри, на которые одеваются спец.грузики - раскрываются. В мкЭМ балансировать на бандажах. Бандаж м.б. Ме, неточны.(груз в виде эпоксидного клея). Устранение дисбаланса желательно дальше от оси вращ-я.
35.Методы достижения точности при сборке ЭМ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.