Классическая немецкая философия, конспект лекций

Страницы работы

Содержание работы

КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИИ

                                         Разум есть душа мир,  пребывает в нем, есть его сущность,

                                         его подлиннейшая внутренняя природа.

                                                                                                      Г.Гегель

ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1) ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИКИ. ТВОРЧЕСТВО
И.КАНТА.

 2)УЧЕНИЯ И.ФИХТЕ И Ф.ШЕЛЛИНГА.

3) СИСТЕМА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА Г.ГЕГЕЛЯ.

4) АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Л.ФЕЙЕРБАХА.

     ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Немецкая классическая философия представляет собой величественное и многогранное явление общественной мысли человеческой культуры. Она существовала в период с конца XVIII до 70-х гг. последующего столетия и явилась вершиной рационалистического мышления Нового времени. Немецкая классика представлена творчеством крупных мыслителей, как И.Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах и др.

Идейные (теоретические) источники этой философии разнообразны. Немецкие философы к числу своих авторитетов относили Платона и Спинозу, французских просветителей XVIII века. Из их соотечественников они выделяли Н.Кузанского и Г.Лейбница, И.Гердера, Ф.Шиллера. Немецкая классическая философия разви­валась под непосредственным и активным влиянием Великой фран­цузской революции и ее важнейших идей. Однако в Германии того времени еще отсутствовали необходимые предпосылки подобных социальных преобразований. Страна была раздробленной, а бур­жуазия слабой в экономическом и политическом отношении. Эти и иные обстоятельства обусловили повышенный интерес немецкой философии к теме духовного во всех его проявлениях (индивиду­альное и общественное сознание), а не практической общественной мысли.

Немецкая классика — это преимущественно философский идеализм (за исключением творчества Л.Фейербаха) в различных его формах. В его рамках большое развитие получила диалектика как метод философского мышления и теория развития всего сущего. Наибольший вклад в осмысление понятий, принципов и законов диалектики внес Г.Гегель, создавший грандиозную теоретическую систему. Начиная с Гегеля, важнейшие положения диалектики (в том числе принцип историзма) получили широкое применение в естест­венных и общественных науках. Что же касается Л. Фейербаха, то  он многое сделал для развития философской антропологии как общей  теории человека. К числу особенностей немецкой классики следует отнести также ее энциклопедичностъ, всесторонность охвата предме­та своего исследования. Немецкие философы существенно продви­нули вперед представления о сущности и природе человека. Они рассматривали его преимущественно как существо духовное и дея­тельное, созидателя мира культуры. Ими были подвергнуты глубо­кому анализу познавательные способности человека, формы обще­ственного сознания, механизмы и логика развития всемирной исто­рии. В немецкой классической философии подчеркивалось, что фи­лософия должна иметь все признаки науки: строгость, точность, до­казуемость. Немецкая классика представляет собой одну из крупней­ших вех в истории мировой общественной мысли.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИКИ.  ТВОРЧЕ­СТВО И.КАНТА

Специфи­ческий характер немецкой философии:

Во-первых, немецкая классическая философия явно тяготеет не к исследованию «земли» (природы), а к познанию «неба», т.е. сферы Духа в различных его проявлениях. Она явилась (за исключением творчества Л.Фейербаха) расцветом философского идеализма, как объективного (Ф.Шеллинг, Г.Гегель), так и субъективного (И.Кант, И.Фихте).

Во-вторых, в ней систематически обоснована философская идея развития, которая была применена к исследованию духа, общества и процесса познания. Принцип историзма стал одним из ведущих в творчестве немецких мыслителей этого периода.

Похожие материалы

Информация о работе