КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИИ
Разум есть душа мир, пребывает в нем, есть его сущность,
его подлиннейшая внутренняя природа.
Г.Гегель
ВОПРОСЫ ТЕМЫ
1) ВОЗНИКНОВЕНИЕ
НЕМЕЦКОЙ КЛАССИКИ. ТВОРЧЕСТВО
И.КАНТА.
2)УЧЕНИЯ И.ФИХТЕ И Ф.ШЕЛЛИНГА.
3) СИСТЕМА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА Г.ГЕГЕЛЯ.
4) АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Л.ФЕЙЕРБАХА.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Немецкая классическая философия представляет собой величественное и многогранное явление общественной мысли человеческой культуры. Она существовала в период с конца XVIII до 70-х гг. последующего столетия и явилась вершиной рационалистического мышления Нового времени. Немецкая классика представлена творчеством крупных мыслителей, как И.Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах и др.
Идейные (теоретические) источники этой философии разнообразны. Немецкие философы к числу своих авторитетов относили Платона и Спинозу, французских просветителей XVIII века. Из их соотечественников они выделяли Н.Кузанского и Г.Лейбница, И.Гердера, Ф.Шиллера. Немецкая классическая философия развивалась под непосредственным и активным влиянием Великой французской революции и ее важнейших идей. Однако в Германии того времени еще отсутствовали необходимые предпосылки подобных социальных преобразований. Страна была раздробленной, а буржуазия слабой в экономическом и политическом отношении. Эти и иные обстоятельства обусловили повышенный интерес немецкой философии к теме духовного во всех его проявлениях (индивидуальное и общественное сознание), а не практической общественной мысли.
Немецкая классика — это преимущественно философский идеализм (за исключением творчества Л.Фейербаха) в различных его формах. В его рамках большое развитие получила диалектика как метод философского мышления и теория развития всего сущего. Наибольший вклад в осмысление понятий, принципов и законов диалектики внес Г.Гегель, создавший грандиозную теоретическую систему. Начиная с Гегеля, важнейшие положения диалектики (в том числе принцип историзма) получили широкое применение в естественных и общественных науках. Что же касается Л. Фейербаха, то он многое сделал для развития философской антропологии как общей теории человека. К числу особенностей немецкой классики следует отнести также ее энциклопедичностъ, всесторонность охвата предмета своего исследования. Немецкие философы существенно продвинули вперед представления о сущности и природе человека. Они рассматривали его преимущественно как существо духовное и деятельное, созидателя мира культуры. Ими были подвергнуты глубокому анализу познавательные способности человека, формы общественного сознания, механизмы и логика развития всемирной истории. В немецкой классической философии подчеркивалось, что философия должна иметь все признаки науки: строгость, точность, доказуемость. Немецкая классика представляет собой одну из крупнейших вех в истории мировой общественной мысли.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИКИ. ТВОРЧЕСТВО И.КАНТА
Специфический характер немецкой философии:
Во-первых, немецкая классическая философия явно тяготеет не к исследованию «земли» (природы), а к познанию «неба», т.е. сферы Духа в различных его проявлениях. Она явилась (за исключением творчества Л.Фейербаха) расцветом философского идеализма, как объективного (Ф.Шеллинг, Г.Гегель), так и субъективного (И.Кант, И.Фихте).
Во-вторых, в ней систематически обоснована философская идея развития, которая была применена к исследованию духа, общества и процесса познания. Принцип историзма стал одним из ведущих в творчестве немецких мыслителей этого периода.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.