Классическая немецкая философия, конспект лекций, страница 10

В учении об объективном духе немецкий философ дал анализ таким его проявлениям, как семья, право и нравственность, госу­дарство, гражданское общество. Право было определено им как «царство реализованной свободы», внешняя форма разумности. Нравственность же — это внутренняя форма разумности, при ко­торой человек способен самостоятельно различать добро и зло. Гегель характеризовал нравственность как высшую ступень инди­видуального и общественного сознания. Самым естественным и непосредственным проявлением нравственности он считал семью как важнейший институт гражданского общества. Само граждан­ское общество рассматривалось Гегелем как сфера проявления и взаимодействия частных интересов индивидов. В нем представле­ны также и интересы различных сословий с их духом корпоратив­ности (земледельцы, чиновники и др.). Каждое сословие включено в систему разделения общественного труда и выполняет те или иные социальные функции.

Если гражданское общество есть, по определению Гегеля, царст­во эгоизма, то государство — это сфера единства, где общенацио­нальный дух главенствует над разобщенностью индивидов и сосло­вий. Государство представляет собой, по выражению философа, «шествие бога в мире», воплощение его воли и разума.

Весьма важное место в теоретической системе Г.Гегеля занимает его учение о развитии всемирной истории. По определению фило­софа, история — это прогресс в сознании свободы, развитие Духа во времени. История не хаос и не цепь случайных событий, а воплоще­ние необходимости, закономерности. Она представляет собой арену Деятельности мирового духа, каждая ступень саморазвития которо­го есть эпоха. Гегель выделил важнейшие ступени мировой истории: восточный мир, греческий мир, римский мир и германский мир. По убеждению философа, на Востоке (Китай, Индия, Персия) еще не существовало свободы индивида. Здесь был свободен лишь один — деспот — и поэтому духу этих народов присуще повиновение, покорность. В Греции и Риме уже свободны некоторые — граждане  и поэтому здесь появляется «прекрасная индивидуальность», в том числе и в лице «исторических личностей» (А.Македонский, Ю.Цезарь). Германский (христианский) мир воспринимался Гегелем как воплощение всеобщей свободы, которая исходит от христианской религии. Здесь история якобы достигает своей высшей точки и за­вершает себя. По мнению философа. Великая Французская революция — это самое крупное событие Нового времени, «прекрасный восход солнца».

Гегелевская трактовка развития всемирной истории может быть определена как европоцентризм, поскольку здесь за европейскими народами признается некая особая роль, а все иные народы рас­сматриваются как якобы «неисторические», «дикие нации». В целом же всемирная история была рассмотрена Гегелем как целостный и закономерный процесс, хотя и протекающий под определяющим воздействием единственной причины духовного порядка — таинст­венного «мирового разума».

В учении об абсолютном духе Гегель рассмотрел искусство, ре­лигию и философию как важнейшие формы общественного созна­ния. Искусство он определял как воплощение идеи в чувственном об­разе, органичное единство формы и содержания. Он высоко оцени­вал роль таких видов искусства, как скульптура и живопись, музыка и поэзия. Что касается религии, то основным в ней является образное представление о Боге. Наиболее совершенной религией немецкий философ считал христианство, называя его «религией откровения» Говоря о философии, Гегель определял ее как «очищенный» синтез религии и искусства, который дает в итоге рациональное знание. За­дача философии состоит в том, чтобы вскрывать всеобщее в полу­чаемых знаниях о мире. Она представляет собой «мыслящее рас­смотрение предметов», которое опирается на весь духовный опыт человечества.

Теоретическая система Гегеля представляет собой, как это было показано выше, учение об абсолютной идее и формах ее проявления. Эта система носит характер всеохватывающего учения, которое опирается на данные широкого комплекса наук. Гегель не только продолжил «линию Платона» в истории философии (идеализм), но и придал ей характер самостоятельного и своеобразного типа фило­софского миросозерцания и миропонимания.