Второй раздел гегелевской «Науки логики» включает учение о сущности и иных философских понятиях. В философии сущность — одно из важнейших ее понятий, обозначающее внутреннюю и устойчивую сторону предмета, исток и основу его существования. Напротив, явление — это внешнее проявление («обнаружение») сущности предмета. Гегель дал также развернутый анализ философского понятия «противоречие». Под противоречием он понимал внутреннюю связь и взаимодействие противоположных начал. Единство и взаимодействие противоположностей является принципом всякого бытия, источником жизненности вещей, их движения и развития. В качестве наглядной модели противоречия немецкий философ брал магнит, в котором южный и северный полюса противостоят друг Другу, но одновременно находятся в органическом единстве. Закон единства и борьбы (взаимодействия) противоположностей раскрывает, таким образом, внутренний источник (импульс) развития. Этим источником и является противоречие как единство противоположных начал. По выражению Гегеля, оно есть «корень всякого движения и жизненности». Противоречие носит всеобщий характер и существует в разных формах.
Предмет движется и развивается постольку, поскольку противоположности воздействуют друг на друга, и это ведет в итоге к изменению свойств и структуры всего предмета. В этом смысле развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий. В результате погибает либо одна из двух противоположностей, либо обе сразу (например, в ходе социального конфликта или в жизни отдельного человека). Этот закон является в диалектике ее сутью (ядром) и выполняет значительную познавательную и методологическую роль.
Г.Гегель внес также большой вклад в осмысление ряда других философских категорий и законов. Так, он раскрывал смысл понятий «форма» и «содержание», выявлял их соотношение и взаимодействие. С помощью этих категорий философия вскрывает связи между внутренним и внешним в предметах. Отношения между содержанием и формой всегда многогранны и подвижны (гармония, несоответствие, конфликт). Гегель дал также толкование понятия «закон», которое раскрывает устойчивую, существенную и повторяющуюся связь между явлениями и предметами. «Царство» законов природы есть царство «устойчивого» и «спокойного», что обусловливает порядок и гармонию (стройность, упорядоченность) этого мира. Богатый смысл имеет и философская категория «действительность». Она выражает собой единство сущности и многообразия всего реально существующего. По убеждению Гегеля, действительность всегда одухотворена, разумна. Все в ней находится в непрестанном движении и развитии. Она являет собой плод прошлого и вместе с тем она несет в себе зародыш будущего, грядущего. В действительном (реальном) мире существуют также необходимость и случайность, причина и следствие, взаимодействие, свобода и необходимость, другие процессы. Все эти и иные философские категории, раскрытые Гегелем, характеризуют бытие как единое, противоречивое и динамичное целое. Эти понятия как бы перетекают друг в друга и отражают вечно развивающуюся жизнь, «переходы» и «переливы» в ней.
Третий раздел «Науки логики» содержит учение о понятии. По Гегелю, понятие содержит в себе все богатство бытия и сущности, оно кладет начало всякой жизни и всякой действительности. Немецкий философ наделял понятие (как и всю абсолютную идею) мистической силой, видя в нем нечто бесконечное и бессмертное. С помощью понятия логика как наука вскрывает единство общего, особенного и единичного в вещах, содержит истину о них. Именно в этом смысле понятие обладает огромной теоретической мощью, поскольку содержит в себе весь путь движения человеческой мысли от абстрактного (простейшего) к конкретному (полному знанию о предмете). Гегель писал, что «...мир и конечные вещи произошли из полноты божественной мысли и божественных предначертаний».
Вторая часть гегелевской философской системы включает учение о природе (работа «Философия природы»). Будучи последовательным идеалистом, Гегель сознательно принижал роль окружающей природы, видя в ней нечто пассивное и мертвое, всего лишь «инобытие» (воплощение) мирового духа. Говоря о ее происхождении, немецкий философ отмечал, что абсолютная идея свободно «отпустила» себя в качестве природы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.