Основным во всей системе Гегеля является понятие абсолютной идеи. Под ней он понимал некий целостный мировой разум, сущность и внутреннее содержание всех вещей. Этот разум (Дух) есть бесконечная мощь и неисчерпаемое богатство, исток всего сущего. Абсолютная идея в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления. Она как бы руководит «хором» всех мировых событий, выступая как истинное, вечное и, безусловно, могущественное начало и движущая сила всего существующего. В ходе саморазвития свободный по своей сути мировой разум последовательно проходит ряд ступеней, развиваясь от абстрактного («бедного», простого) к конкретному («богатому», сложному), состоянию. Исходной «клеточкой» абсолютной идеи является понятие как непосредственный источник всех конкретных вещей, их внутренний духовный стержень.В теоретической системе Гегеля исходным является принцип тождества (совпадения, слияния) мышления, сознания и бытия. С точки зрения философа это означает, что весь существующий мир (природа, общество и человек) представляют собой воплощение и проявление абсолютной идеи. Это могущественное духовное начало активно и деятельно. В ходе своего развития абсолютная идея отчуждает (проявляет) себя в виде природы, общества и человеческой истории. Поэтому мировой процесс разумен, логичен и закономерен, развивается от низшего к высшему. «Все действительное разумно. Все разумное рано или поздно станет действительным».
Методом философии Гегеля является диалектика, поскольку она полагает развитие всего сущего из абсолютной идеи, вечное рождение, становление и неизбежную гибель всего. Вся философская система немецкого мыслителя состоит из трех частей:
а) логика (развитие идеи в ее собственном лоне, в стихии «чистого мышления»);
б) философия природы (раскрытие идеи в форме «инобытия», т.е вещей и процессов);
в) философия духа (развертывание абсолютной идеи в истории общества и мышлении человека).
Первая часть системы Гегеля — логика (работа «Наука логики»), где изложен диалектический метод мышления и законы развития действительности, раскрыта природа протекающих в мире процессов. Первая часть книги включает в себя учение о бытии. Гегель рассматривал бытие как некий зачаточный акт движения абсолютной идеи, как по сути дела чистое ничто. Но в ходе развития бытия происходит становление наличного бытия, т.е. чего-то ставшего, возникшего («Нечто»). Это бытие уже обретает качество и количество как определенные и взаимосвязанные характеристики. Наличное бытие являет собой единство конечного и бесконечного, поток изменений. Единство количества и качества есть мера, за пределами которой происходит разрушение предмета и переход его в иное качественное состояние. Гегель считал развитие важнейшим принципом бытия, а сами логические категории у него также выводятся («вытекают») друг из друга. Все они как бы фиксируют узловые моменты «шествия» абсолютной идеи в мире, ее самодвижения.
Гегель подчеркивал, что вместе с нарушением меры наступает скачок, т.е. переход предмета в нечто принципиально иное, еще не существовавшее. Развитие есть, таким образом, органичное единство постепенных (количественных) и скачкообразных, резких (качественных) изменений. Эта связь являет собой закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Открытый Гегелем, он раскрывает внутренний механизм развития. По Гегелю, развитие всегда носит скачкообразный характер. Оно вбирает о себя взаимодействие и борьбу старого и нового, бытия и небытия. Философ иллюстрировал действие этого закона на физических процессах, например, образование льда из воды.
В своем учении о бытии Гегель сформулировал и другой закон диалектики — отрицания отрицания. Суть отрицания состоит в закономерном и неумолимом преодолении старого новым, более совершенным и жизнеспособным. Напротив, негативное отрицание означает гибель, смерть предмета или организма. По Гегелю, отрицание происходит в форме троичного ритма развития («триады»): тезис — антитезис — синтез. Эта схема фиксирует постоянный переход от низшего к высшему в природе и обществе, от анализа и синтеза в познавательной деятельности. Закон отрицания отрицания раскрывает, таким образом, общую направленность процесса развития и содержит в себе такие элементы, как преодоление старого и утверждение нового, преемственность в развитии посредством снятия (наследования) положительного содержания в старом, накопление прогрессивных признаков. Простейшим примером таких связей является, по Гегелю, развитие растения (ячменя, овса) из зерна. Сложные изменения происходят как бы по спирали, образ которой символизирует собой органичное единство круга («старое») и восхождения («новое»).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.