Классическая немецкая философия, конспект лекций, страница 7

Основным во всей системе Гегеля является понятие абсолютной идеи. Под ней он понимал некий целостный мировой разум, сущ­ность и внутреннее содержание всех вещей. Этот разум (Дух) есть бесконечная мощь и неисчерпаемое богатство, исток всего сущего. Абсолютная идея в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления. Она как бы руководит «хором» всех мировых событий, выступая как истин­ное, вечное и, безусловно, могущественное начало и движущая сила всего существующего. В ходе саморазвития свободный по своей сути мировой разум последовательно проходит ряд ступеней, развиваясь от абстрактного («бедного», простого) к конкретному («богатому», сложному), состоянию. Исходной «клеточкой» абсолютной идеи является понятие как непосредственный источник всех конкретных вещей, их внутренний духовный стержень.В теоретической системе Гегеля исходным является принцип то­ждества (совпадения, слияния) мышления, сознания и бытия. С точ­ки зрения философа это означает, что весь существующий мир (природа, общество и человек) представляют собой воплощение и проявление абсолютной идеи. Это могущественное духовное начало активно и деятельно. В ходе своего развития абсолютная идея отчу­ждает (проявляет) себя в виде природы, общества и человеческой истории. Поэтому мировой процесс разумен, логичен и закономе­рен, развивается от низшего к высшему. «Все действительное разумно. Все разумное рано или поздно станет действительным».

Методом философии Гегеля является диалектика, поскольку она полагает развитие всего сущего из абсолютной идеи, вечное рождение, становление и неизбежную гибель всего. Вся философская сис­тема немецкого мыслителя состоит из трех частей:

а) логика (развитие идеи в ее собственном лоне, в стихии «чистого мышления»);

б) философия природы (раскрытие идеи в форме «инобытия», т.е вещей и процессов);

в) философия духа (развертывание абсолютной идеи в истории общества и мышлении человека).

Первая часть системы Гегеля — логика (работа «Наука логики»), где изложен диалектический метод мышления и законы развития действительности, раскрыта природа протекающих в мире процес­сов. Первая часть книги включает в себя учение о бытии. Гегель рас­сматривал бытие как некий зачаточный акт движения абсолютной идеи, как по сути дела чистое ничто. Но в ходе развития бытия про­исходит становление наличного бытия, т.е. чего-то ставшего, воз­никшего («Нечто»). Это бытие уже обретает качество и количество как определенные и взаимосвязанные характеристики. Наличное бытие являет собой единство конечного и бесконечного, поток из­менений. Единство количества и качества есть мера, за пределами которой происходит разрушение предмета и переход его в иное ка­чественное состояние. Гегель считал развитие важнейшим принци­пом бытия, а сами логические категории у него также выводятся («вытекают») друг из друга. Все они как бы фиксируют узловые мо­менты «шествия» абсолютной идеи в мире, ее самодвижения.

Гегель подчеркивал, что вместе с нарушением меры наступает скачок, т.е. переход предмета в нечто принципиально иное, еще не существовавшее. Развитие есть, таким образом, органичное един­ство постепенных (количественных) и скачкообразных, резких (качественных) изменений. Эта связь являет собой закон взаимно­го перехода количественных и качественных изменений. Открытый Гегелем, он раскрывает внутренний механизм развития. По Гегелю, развитие всегда носит скачкообразный характер. Оно вбирает о себя взаимодействие и борьбу старого и нового, бытия и небы­тия. Философ иллюстрировал действие этого закона на физических процессах, например, образование льда из воды.

В своем учении о бытии Гегель сформулировал и другой закон диалектики — отрицания отрицания. Суть отрицания состоит в за­кономерном и неумолимом преодолении старого новым, более со­вершенным и жизнеспособным. Напротив, негативное отрицание означает гибель, смерть предмета или организма. По Гегелю, от­рицание происходит в форме троичного ритма развития («триады»): тезис — антитезис — синтез. Эта схема фиксирует постоянный переход от низшего к высшему в природе и обществе, от анализа и синтеза в познавательной деятельности. Закон отри­цания отрицания раскрывает, таким образом, общую направлен­ность процесса развития и содержит в себе такие элементы, как преодоление старого и утверждение нового, преемственность в развитии посредством снятия (наследования) положительного со­держания в старом, накопление прогрессивных признаков. Про­стейшим примером таких связей является, по Гегелю, развитие растения (ячменя, овса) из зерна. Сложные изменения происходят как бы по спирали, образ которой символизирует собой органич­ное единство круга («старое») и восхождения («новое»).