Классическая немецкая философия, конспект лекций, страница 4

Рассуждая обо всем этом, Кант сделал вывод о слабости чело­веческого разума и всегда противоречивом его состоянии, за кото­рым наступают неизвестность, хаос и неустойчивость. Следова­тельно, «вещи в себе» можно познать лишь в рамках чувственности и рассудка, а за пределами этих ступеней познания они остаются для человека «вещами в себе». Такой результат порожден непо­мерными притязаниями «самоуверенного» разума. Полагая такое, Кант тем самым делал уступку агностицизму. По его собственному признанию, он ограничил знание, чтобы уступить место вере. другой стороны, немецкий философ обратил внимание на противоречивость рационального познания мира, которое упорно стремится «схватить» противоречивость самого мира и выразить этот факт в системе логических понятий и суждений. В этом смысле слабость разума является как бы обратной стороной его силы  и неисчерпаемой энергии.

Следует отметить, что И.Кант не противопоставлял все ступени познания друг другу. Напротив, им признавалась большая роль чувственного опыта, и интеллектуальной деятельности. «Ни одну этих способностей, — писал философ, — нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без созерцания пусты,  созерцания без понятий слепы».

В своем учении о морали и нравственности (оно называется «практическим разумом») И.Кант исследовал проблему свободы человека. Он рассматривал человека как существо, способное к самостоятельному (автономному) поведению и нравственному совершенствованию, к выбору альтернатив. Однако свобода, по убеждению философа, должна предполагать не произвол, а самоограничение, уважение к свободе и интересам других членов общества. Человек  - это существо нравственное, и его нравственность не может быть выведена (сформирована) извне. Она проистекает априорно изнутри из его собственной природы. Каждый человек несет в себе нравственный закон, который обладает принудительной силой и носит характер заповеди. Этот закон, единый для всех, Кант назвал категорическим императивом и сформулировал его следующим образом: «Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения стало правилом поведения для всех». Или же «...поступай так, чтобы использовать человека всегда как цель и никогда как средство». Этот закон  предписывает  соблюдать  неприкосновенность другого  человек; «...другой человек должен быть для тебя святым». Категорический императив  носит жесткий и обязательный  характер  и  поэтому «...голос его заставляет даже самого смелого преступника трепетать и смущаться перед его взором» — подчеркивал немецкий философ.

Подлинно нравственное поведение всегда предполагает ограничение собственного эгоизма во имя сохранения целостности общества. Уважение к закону должно быть одним из высших чувств человека. Свобода на деле это не произвол, а умение добровольно подчиниться нравственному закону и следовать долгу, понятие которого является одним из важнейших в этическом учении Канта. Долг есть сознательное выполнение индивидом установленных в обществе требований, это обязанность. Долг является незыблемой опорой нравственности в любых ситуациях жизни человека, а совесть — внутренним инструментом для самоконтроля. Нравственно лишь то, что соответствует долгу, а не личной выгоде. Подлинная мораль может быть только общечеловеческой (единой для всех), а не узко групповой. Кант подчеркивал, что его идея категорического импе­ратива адресована всем народам и на все времена.

И.Кант развивал также теорию искусства, особо выделяя в нем роль поэтического творчества. По его определению, прекрасное в искусстве — это «незаинтересованное удовольствие», достигаемое созерцанием формы предмета. В своих взглядах на общественную жизнь немецкий философ являлся сторонником мира между наро­дами, обязательного исполнения правовых установлений и властью, и гражданами.