УЧЕНИЯ И.ФИХТЕ И Ф.ШЕЛЛИНГА
Дальнейшее
развитие немецкой классической философии было
связано с творчеством И.Фихте и Ф.Шеллинга. Эти мыслители
стояли на позициях философского идеализма, субъективного
(И. Фихте) и объективного (Ф. Шеллинг).
Иоганн Фихте (1762_1814 гг..) создал так называемую «практическую» философию, понимая под практикой деятельность разума познающего субъекта (человека). В своем основном произведении «Наукоучение» он излагал «концепцию «чистого Я», понимая под ним автономное сознание индивида, как бы оторванное от внешнего мира. По убеждению Фихте, предметом философии должен быть не внешний мир, а «чистое Я», т.е. активная и творческая деятельность познающего мышления. Оно и есть подлинное бытие, в отличие от кантовских «вещей в себе».
«Чистое Я» включает в себя все, что может быть мыслимо, «присвоено» познающим субъектом (проще говоря, «Я» — это мыслящий субъект, активный по своей природе). Противоречие между «Я» и «не-Я» (внешним миром) возникает совершенно естественно и
с необходимостью, ведь «не-Я» всегда оказывает сопротивление познанию, противостоит субъекту. Это сопротивление приводит в движение «чистое Я», сообщает импульсы его активности. В ходе этого процесса формируется и «инстинктивное Я», т.е. самосознание.
Посредством его осознаются побудительные биологические мотивы поведения человека (субъекта). В итоге природные силы становятся осознаваемы, подконтрольны, и это придает действиям субъекта свободный характер. Однако эта деятельность все же оставляет человека по-прежнему зависимым от внешней природы и ее сил.
Фихте проводил мысль о том, что основная задача человека состоит в активном преобразовании природы и общественных отношений. Преобразовать означает, прежде всего, познать. «Вмешательство» субъекта во внешний мир есть, по убеждению философа, «возвышенная» и «великая» задача, подлинное призвание человека. Однако деятельность («дело», «действование») субъекта носит характер не только познания, но и несет в себе нравственное содержание, поскольку утверждает определенное (в данном случае — активное) отношение субъекта к внешнему миру (объекту). Мысль человека заключает в себе деятельное и практическое начало, она представляет собой интеллектуальное созерцание мира. Мышление всегда активно, оно последовательно движется от самой низшей ступени теоретической деятельности к наивысшей через разрешение возникающих противоречий. Движение человеческой мысли диалектично, т.е. противоречиво по своему характеру. Познание никогда не может быть завершено, оно всегда остается процессом. Таковым является и ход всей истории познавательной деятельности человечества.
Немецкий философ считал, что деятельная активность мышления позволяет индивиду быть по-настоящему свободным. Но свобода это не произвол, а осознанное подчинение себя природной и исторической необходимости. Она всегда конкретно-исторична, т.е. определяется характером эпохи и ее обстоятельствами. Вся история общества распадается на две крупные эпохи: до и после обретения свободы. «Царство свободы» покоится на «разумных» науке и искусстве, которые призваны нести в себе истинное начало. И.Фихте был сторонником частной собственности, в которой он видел принцип устройства общества и государства. В одном из своих трактатов он нарисовал образ «идеального» государства с развитой системой разделения общественного труда. Основное же значение его творчества («философия активности») состоит в раскрытии творческой природы человеческого мышления, динамичности и противоречивости процесса познания. Между субъектом (человеком) и объектом внешний мир) всегда имеет место взаимодействие, в ходе чего изменяются обе стороны противоречия. Фихте прочно верил в реальную возможность познания мира и обретения человеком практической власти над окружающей природой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.