Классическая немецкая философия, конспект лекций, страница 9

 По убеждению Гегеля, в природе нет естественного физического процесса порождения, а есть всего лишь порождение в лоне (внутри) абсолютной идеи как истока и основы всего сущего. Развивается не природа как таковая, а лишь понятие о ней, идея природы. Понятие природы имеет три ступени развития: механика, физика и органика.

Механика как ступень развертывания абсолютной идеи пред­полагает такие явления, как пространство и время, материя и дви­жение, всемирное тяготение, движение небесных тел. По убежде­нию Гегеля, уделом природы является не развитие, а всего лишь развертывание в пространстве присущего ей разнообразия, повто­рение раз и навсегда данных механических, физических и органи­ческих сочетаний. Эти сочетания представляют собой внешние, за­конченные и вневременные творения абсолютной идеи. Гегелев­скую идею развития природы в пространстве, а не во времени Ф.Энгельс называл «бессмыслицей», которая высказывалась на фоне крупных открытий в науках того времени (геологии, физио­логии и др.), предвосхитивших теорию эволюции материи и жизни в ней. Тем не менее, гегелевское учение о природе пронизано и по­зитивными идеями (противоречивость, причинно-следственные связи, взаимодействие всего со всем ).

Второй ступенью раскрытия абсолютной идеи в форме природы является физика. Здесь Гегель вел речь о таких явлениях, как свет,земля и вода, звук, магнетизм, электричество. Они рассматривались им с позиций идеализма. Например, звук, в представлении философа, это «жалоба идеального», теплота — «распад тел» и т.п.

Органическая физика представляет собой третью ступень развертывания абсолютной идеи в форме природы. Гегель размышлял об истории Земли, о растительном и животном мирах, человеческом организме. По Гегелю, этот мир был порожден ударом «молнии жизни» в материю, и лишь затем уже он подвергся эволюции и каче­ственным изменениям. Развитие органического мира происходит под воздействием каких-то мистических внутренних «тайных» сил, которые «дремлют» в каждом зародыше и проявляют себя при соответствующих условиях. Завершением развития всей природы Гегель считал возникновение Духа, посредством которого природа узнает саму себя.

Философия Г.Гегеля весьма противоречива и непоследователь­на. Это проявляется, в частности, в стремлении ее автора вывести природный мир за пределы диалектического анализа, применяя этот анализ преимущественно лишь к сфере духовного («мировой ра­зум»). Немецкий философ писал, что в природе «ничто не ново под луной, и в этом отношении многообразная игра ее форм вызывает скуку». В ней имеет место лишь вечный круговорот и монотонное повторение уже имеющегося. По убеждению Гегеля, новое порожда­ется только в сфере Духа. В таком подходе проявилась традиция Платона и его последователей воспринимать материю как нечто низшее и косное, а дух считать подлинным источником движения и творцом («демиургом») всего сущего. В этом смысле учение о при­роде было наиболее непоследовательной и слабой частью творчест­ва Гегеля. Здесь немецкий философ оказался позади даже своего со­отечественника И.Канта, который создал теорию возникновения и развития Солнечной системы из туманной массы. Положительной же стороной гегелевской натурфилософии является исследование глубоких и всесторонних связей и взаимодействий, существующих в природе.

Третья часть гегелевской системы (работа «Феноменология ду­ха») содержит учение о Духе. По Гегелю, Дух — это абсолютная идея на последней стадии ее развития, когда она, покинув природу, развивается уже в форме самосознания человеческого рода (об­щественное сознание). Высшими проявлениями Духа немецкий мыс­литель считал такие формы общественного сознания, как искусство, религия и философия. Последняя из них символизирует собой завершение движения абсолютной идеи, итог этого процесса.

     В учении о субъективном духе Гегель рассмотрел такие вопросы, как физиология человека, соотношение души и тела, отличие человека от животных, его нравственность и личностные качества. Им подчеркивалось, что важнейшим свойством духа (сознания) является свобода, состояние творчества.