Классическая немецкая философия, конспект лекций, страница 12

Что касается самого антропологического принципа Фейербаха, то он как бы отрывает человека от социальной среды, истории и культуры и рассматривает его как абстрактное и вневременное, раз и навсегда данное существо. Отвечая на вопрос о сущности человека, Фейербах сводил ее к разуму, воле и сердцу, которые якобы неизмен­ны во все времена. Взятые вместе, эти качества (способности души) вставляют высшую и абсолютную сущность человека. По убеждению философа, человек существует для того, чтобы «познавать, лю­бить и хотеть».

      К числу важнейших проявлений сущности человека Фейербах относил также религию, воспринимая ее как «сон человеческого разума». Он видел в ней не какой-то обман или же простое заблуждение, а проявление слабости и уязвимости человека перед при. родными и социальными силами. По убеждению философа, основой религиозного сознания являются чувства зависимости и слабо­сти человека. Религия — это выражение всех трудностей и страданий человека, его стремлений и надежд. Иначе говоря, она имеет вполне естественное («земное») происхождение. Религия зарождается, подчеркивал Фейербах, в самом человеке, в его сердце как воплощении всей чувственности. «Человек, — писал философ,  верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувст­во, но также и потому, что у него есть стремление быть счастли­вым. ...Он верит в совершенное существо потому, что сам хочет быть совершенным, он верит в бессмертное существо потому, что он сам не желает умереть».

Религиозное чувство неискоренимо еще и потому, что оно имеет под собой прежде всего глубокие психологические корни: неудовле­творенные желания человека и переживания в связи с этим. «Образ Бога рождается с помощью силы воображения и фантазии на почве слабости человека» — подчеркивал Фейербах. Стремление к Богу есть выражение желания преодолеть свои слабости и несовершенст­ва. Религия является важным фрагментом духовной жизни человека, и она требует большой работы всех душевных сил — чувств и эмо­ций, фантазий, деятельности ума. Бог является идеалом и духовной опорой человека. Богэто то, чем человек хочет быть, а место его рождения — страдания и фантазии, надежды человека, ситуация его отчуждения от природы и общества. По убеждению Фейербаха, ре­лигия представляет собой продукт чуждости (бесчеловечности) ми­ра человеку. Такой подход философа вскрывал преимущественно психологические истоки религии, но к сожалению, останавливался перед глубоким анализом социальных и культурных ее причин и предпосылок.

Л.Фейербах пытался разработать новую религию — религию любви, которая смогла бы выполнить роль морали в обществе. Фи­лософ подчеркивал, что традиционная религиозная вера уже не не­сет в себе подлинной любви людей друг к другу. Это «ненадежная» любовь, поскольку она сопряжена с ненавистью к людям неверую­щим, излучает проклятие и гнев божий по отношению к ним. Новая же религия должна быть освобождена от фанатичной веры в Бога и заменена идеей любви человека к человеку, поскольку только человек довеку бог. По Фейербаху, любовь есть не эгоизм, а его преодоле­ние. Эгоизм ведь делает человека равнодушным ко всему, что не ка­рается непосредственно его личного блага. Напротив, любовь пред­полагает преодоление эгоизма и творение добра другим людям, тя­готение людей к людям. Любовь на деле — это альтруизм (бес­корыстие), подлинное самоотречение во имя другого человека. Чем больше ты отдаешь себя другим людям, тем истиннее и полнее лю­бовь, подчеркивал философ.

Фейербах надеялся на то, что любовь станет универсальным законом разума и природы. Ведь ненависть — это орудие ломки и разрушения, а любовь является орудием для созидания, она долж­на явиться важнейшим принципом общественного устройства и утверждать такой порядок вещей, когда человек человеку станет подлинным Богом. Любовь призвана пронизывать все социальные связи: между детьми и родителями, мужчиной и женщиной, соци­альными группами. Особое значение должна иметь любовь к жен­щине, ведь кто не любит женщину, тот не любит человека вообще, подчеркивал философ.