Философия Г.Гегеля оказала значительное влияние на развитие общественной мысли, становление философии как системы знания. Она породила своих многочисленных последователей и критиков. В Германии XIX столетия это учение было объявлено государственной философией.
Наиболее последовательным отрицанием гегелевской философии стало творчество Людвига Анд-реаса Фейербаха (1804 — 1872 гг.), последнего видного представителя немецкой классики. Его философия называется антропологическим материализмом, поскольку автор основным предметом своей философии брал реального живого человека и рассматривал его с материалистических позиций. Основные принципы своего учения Фейербах изложил в главной работе «Сущность христианства».
Ученый называл свое творчество «новой философией» и рассматривал его в качестве критического преодоления гегелевского учения. Он подчеркивал, что ставит целью возвратить философскую мысль «из царства душ усопших в царство душ живых и телесных». Основным предметом исследования Фейербах сделал человека, которого рассматривал как существо природное, чувственное. «Новая философия, — писал он, — превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку». По убеждению Фейербаха, философия должна стать антропологией.
Человек — это неотъемлемая часть природного мира, и его “ существование должно исследоваться комплексом наук: физиологией, психологией, историей. Антропологический принцип в философии означает, по мнению Фейербаха, сведение якобы сверхъестественного к естественному, рассмотрение человека в единстве всех сторон его природы (важнейшие характеристики). Антропологизм в философии — это отказ от спекулятивных (умозрительных) конструкций и подчеркивание тесного единства человека и окружающей его природы, восприятие человека как ее венца, посредством которого природа узнает и познает саму себя. В представлении немецкого ученого, антропология должна стать универсальной наукой и опираться на все знания о человеке. Фейербах критиковал Гегеля за то, что последний ставил Дух выше Природы, принижал ее. Он писал, что учение Гегеля по сути своей является рационализированным вариантом теологического учения, которое рассматривает мир как порождение абсолютного разума. «Кто не отказывается от философии Гегеля, тот не отказывается и от теологии», — подчеркивал Фейербах. В учении Гегеля человек как бы подавлен «грузом мирового разума» и предстает всего лишь как некая марионетка в руках абсолютной идеи. Критикуя систему Гегеля, Фейербах тем самым проповедовал натурализм, рассматривавший человека в качестве природно-биологического существа.По его мнению, главной задачей антропологии является научное объяснение человека, взятого в единстве его тела и души.
Будучи материалистом, Фейербах рассматривал окружающую природу как единственную реальность, а человека — как ее продукт, завершение эволюции. «От материи нельзя отречься, — писал Фейербах, — не отрекаясь от разума» ( у Гегеля, напротив, материя — сущность «ничтожная», «неистинная»). Начиная с человека, природа обретает возможность ощущать, воспринимать и «узнавать» саму себя. Природа вечна и бесконечна, пребывает во времени и пространстве. У нее нет ни начала, ни конца, но все в ней находится во взаимосвязи и взаимодействии. Все живое возникло из неживого, а сама Земля постоянно меняет свой облик. Жизнь есть высшее проявление природы, а природа является основой всей жизнедеятельности человека.
“ Природа познается человеком, и особую роль в этом процессе i играют органы чувств и ощущения. Фейербах был убежден, что органов чувств, которыми располагает человек, вполне достаточно для познания внешнего мира. Они более развиты, чем у животных, и в состоянии глубоко постигать окружающий мир, возвышаясь до обретения теоретического смысла.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.