Классическая немецкая философия, конспект лекций, страница 11

Философия Г.Гегеля оказала значительное влияние на развитие общественной мысли, становление философии как системы знания. Она породила своих многочисленных последователей и критиков. В Германии XIX столетия это учение было объявлено государст­венной философией.

Наиболее последовательным от­рицанием гегелевской философии стало творчество Людвига Анд-реаса Фейербаха (1804 — 1872 гг.), последнего видного представи­теля немецкой классики. Его философия называется антропологи­ческим материализмом, поскольку автор основным предметом сво­ей философии брал реального живого человека и рассматривал его с материалистических позиций. Основные принципы своего учения Фейербах изложил в главной работе «Сущность христианства».

Ученый называл свое творчество «новой философией» и рас­сматривал его в качестве критического преодоления гегелевского учения. Он подчеркивал, что ставит целью возвратить философскую мысль «из царства душ усопших в царство душ живых и телесных». Основным предметом исследования Фейербах сделал человека, ко­торого рассматривал как существо природное, чувственное. «Новая философия, — писал он, — превращает человека, включая и приро­ду как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку». По убеждению  Фейербаха, философия должна стать антропологией.             

Человек — это неотъемлемая часть природного мира, и его “ существование должно исследоваться комплексом наук: физиоло­гией, психологией, историей. Антропологический принцип в фило­софии означает, по мнению Фейербаха, сведение якобы сверхъес­тественного к естественному, рассмотрение человека в единстве всех сторон его природы (важнейшие характеристики). Антропо­логизм в философии — это отказ от спекулятивных (умозритель­ных) конструкций и подчеркивание тесного единства человека и окружающей его природы, восприятие человека как ее венца, по­средством которого природа узнает и познает саму себя. В пред­ставлении немецкого ученого, антропология должна стать универ­сальной наукой и опираться на все знания о человеке.       Фейербах критиковал Гегеля за то, что последний ставил Дух выше Природы, принижал ее. Он писал, что учение Гегеля по сути своей является рационализированным вариантом теологического учения, которое рассматривает мир как порождение абсолютного разума. «Кто не отказывается от философии Гегеля, тот не отказы­вается и от теологии», — подчеркивал Фейербах. В учении Гегеля человек как бы подавлен «грузом мирового разума» и предстает всего лишь как некая марионетка в руках абсолютной идеи. Кри­тикуя систему Гегеля, Фейербах тем самым проповедовал натурализм, рассматривавший человека в качестве природно-биологического существа.По его мнению, главной задачей антропологии является научное объяснение человека, взятого в единстве его тела и  души.

Будучи материалистом, Фейербах рассматривал окружающую природу как единственную реальность, а человека — как ее про­дукт, завершение эволюции. «От материи нельзя отречься, — пи­сал Фейербах, — не отрекаясь от разума» ( у Гегеля, напротив, материя — сущность «ничтожная», «неистинная»). Начиная с че­ловека, природа обретает возможность ощущать, воспринимать и «узнавать» саму себя. Природа вечна и бесконечна, пребывает во времени и пространстве. У нее нет ни начала, ни конца, но все в ней находится во взаимосвязи и взаимодействии. Все живое возникло из неживого, а сама Земля постоянно меняет свой об­лик. Жизнь есть высшее проявление природы, а природа является основой всей жизнедеятельности человека.

“   Природа познается человеком, и особую роль в этом процессе i играют органы чувств и ощущения. Фейербах был убежден, что органов чувств, которыми располагает человек, вполне достаточно для познания внешнего мира. Они более развиты, чем у животных, и в состоянии глубоко постигать окружающий мир, возвышаясь до обретения теоретического смысла.