Классическая немецкая философия, конспект лекций, страница 6

Если И.Фихте противопоставлял субъект («Я») и объект («не-Я»), то его соотечественник Фридрих Шеллинг (1775 — 1854 гг.), напротив, в своей «философии тождества» развивал учение об их совпадении и слиянии. По его убеждению, подлинная философия должна соединять и примирять идеальное и реальное, конечное и бесконечное.

В философии Шеллинга на первом месте находилась природа как самостоятельный объект исследования. Интерес к природе был не­случаен, поскольку в то время произошли важные открытия в об­ласти физики, химии и физиологии (Гальвани, Ломоносов, Лавуа­зье). Как и большинство немецких философов той поры, Шеллинг рассматривал природу с позиций философского идеализма: как по­рождение и воплощение некоего духовного начала. В понимание ее он ввел методологические принципы противоречивости и развития. Такой подход способствовал активному преодолению механистиче­ской картины мира, которая господствовала в философии и естест­вознании XVII — XVIII веков. Он подчеркивал также принцип все­общей связи, единства всего со всем. Можно сказать, что философия Шеллинга — это идеалистическая диалектика (теория развития) природы.

Исходным принципом учения Ф.Шеллинга был принцип тож­дества (совпадения) духа и природы. Субъект (человек) и объект (природа) неразрывно взаимосвязаны и образуют «целостную не­различимость» субъективного и объективного. Абсолютный разум (Бог) и есть то, в чем сливаются субъективное и объективное. Что касается природы, то в ней господствует принцип градации и по­лярности. Градация означает, что природа представляет собой систему ступеней, где низшая ступень является основой для более высокой. Принцип полярности предполагает, что природа прони­зана борьбой противоположных начал: притяжение и отталкивание, раздражимость и восприимчивость, конечное и бесконечное. Наивысшей степени полярность достигает в человеке, где она существует в виде противоположности между добром и злом. Природа организована, в ней переплетены и взаимодействуют различные процессы (физические, химические и иные). Она вся одухотворена и разумна, в ней действуют законы и закономерности, прояв­ляется некая активная сила. Процессы жизни в природе (растения и животные) логично подводят к возникновению более сложной и упорядоченной реальности.

Такой реальностью является мир общественной жизни, в кото­ром воплощается свободная деятельность людей. Общество — это система взаимодействия людей, благодаря чему становятся возмож­ными и их сознание, и свобода. По убеждению Шеллинга, история общества направляется ко  все более совершенному и свободному со­стоянию социума. За всем этим кроется какая-то всеобщая законо­мерность, направляющая историю к некоей цели. По мнению фило­софа, эта сила есть, скорее всего, некий «единый дух», который сво­ей «невидимой рукой» придает свободной игре индивидов порядок, смысл и направленность. Вот почему истинная свобода человека может быть возможна лишь в согласии с необходимостью, с закона­ми природы. Как и природа, история общества есть восхождение к высшему, более человечному и разумному, совершенному.

Основным в философии Шеллинга было то, что природа рас­сматривалась им как огромная арена столкновения и борьбы проти­воположных сил и тенденций. Природа и общество не противостоят друг другу, а находятся в рамках единой цепи развития (растение — животное — человек). История общества тоже рассматривалась фи­лософом как единый и закономерный процесс развития. Весь мир — это как бы живой пульсирующий организм, который постепенно пе­реходит во все более духовное состояние.

 СИСТЕМА ФИЛОСОФСКОГО ИДЕАЛИЗМА Г.ГЕГЕЛЯ

Крупнейшей фигурой во всей немецкой классической филосо­фии являлся Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831 гг.). Им была создана система предельно рационального объективного идеализма, или, по его собственному определению, «абсолютный идеализм». срои взгляды он изложил в ряде крупных произведе­ний: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия исто­рии» и др. Среди наиболее почитаемых им мыслителей былиПлатон,   Гердер, Монтескье, Руссо. В своем творчестве Гегель охватил и осмыслил весьма широкий круг областей философского знания — диалектику, логику и гносеологию, историю и право, философию истории. Характеризуя место и роль немецкого мыслителя в истории философии, Ф.Энгельс отмечал, что основная заслуга Гегеля состоит в том, что он «впервые представил весь природный, исто­рический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал по­пытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...». Главное в его творчестве — диалектика как теория развития всего сущего и метод (способ) философского мышления и познания объ­ективной действительности.