Если И.Фихте противопоставлял субъект («Я») и объект («не-Я»), то его соотечественник Фридрих Шеллинг (1775 — 1854 гг.), напротив, в своей «философии тождества» развивал учение об их совпадении и слиянии. По его убеждению, подлинная философия должна соединять и примирять идеальное и реальное, конечное и бесконечное.
В философии Шеллинга на первом месте находилась природа как самостоятельный объект исследования. Интерес к природе был неслучаен, поскольку в то время произошли важные открытия в области физики, химии и физиологии (Гальвани, Ломоносов, Лавуазье). Как и большинство немецких философов той поры, Шеллинг рассматривал природу с позиций философского идеализма: как порождение и воплощение некоего духовного начала. В понимание ее он ввел методологические принципы противоречивости и развития. Такой подход способствовал активному преодолению механистической картины мира, которая господствовала в философии и естествознании XVII — XVIII веков. Он подчеркивал также принцип всеобщей связи, единства всего со всем. Можно сказать, что философия Шеллинга — это идеалистическая диалектика (теория развития) природы.
Исходным принципом учения Ф.Шеллинга был принцип тождества (совпадения) духа и природы. Субъект (человек) и объект (природа) неразрывно взаимосвязаны и образуют «целостную неразличимость» субъективного и объективного. Абсолютный разум (Бог) и есть то, в чем сливаются субъективное и объективное. Что касается природы, то в ней господствует принцип градации и полярности. Градация означает, что природа представляет собой систему ступеней, где низшая ступень является основой для более высокой. Принцип полярности предполагает, что природа пронизана борьбой противоположных начал: притяжение и отталкивание, раздражимость и восприимчивость, конечное и бесконечное. Наивысшей степени полярность достигает в человеке, где она существует в виде противоположности между добром и злом. Природа организована, в ней переплетены и взаимодействуют различные процессы (физические, химические и иные). Она вся одухотворена и разумна, в ней действуют законы и закономерности, проявляется некая активная сила. Процессы жизни в природе (растения и животные) логично подводят к возникновению более сложной и упорядоченной реальности.
Такой реальностью является мир общественной жизни, в котором воплощается свободная деятельность людей. Общество — это система взаимодействия людей, благодаря чему становятся возможными и их сознание, и свобода. По убеждению Шеллинга, история общества направляется ко все более совершенному и свободному состоянию социума. За всем этим кроется какая-то всеобщая закономерность, направляющая историю к некоей цели. По мнению философа, эта сила есть, скорее всего, некий «единый дух», который своей «невидимой рукой» придает свободной игре индивидов порядок, смысл и направленность. Вот почему истинная свобода человека может быть возможна лишь в согласии с необходимостью, с законами природы. Как и природа, история общества есть восхождение к высшему, более человечному и разумному, совершенному.
Основным в философии Шеллинга было то, что природа рассматривалась им как огромная арена столкновения и борьбы противоположных сил и тенденций. Природа и общество не противостоят друг другу, а находятся в рамках единой цепи развития (растение — животное — человек). История общества тоже рассматривалась философом как единый и закономерный процесс развития. Весь мир — это как бы живой пульсирующий организм, который постепенно переходит во все более духовное состояние.
СИСТЕМА ФИЛОСОФСКОГО ИДЕАЛИЗМА Г.ГЕГЕЛЯ
Крупнейшей фигурой во всей немецкой классической философии являлся Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831 гг.). Им была создана система предельно рационального объективного идеализма, или, по его собственному определению, «абсолютный идеализм». срои взгляды он изложил в ряде крупных произведений: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории» и др. Среди наиболее почитаемых им мыслителей былиПлатон, Гердер, Монтескье, Руссо. В своем творчестве Гегель охватил и осмыслил весьма широкий круг областей философского знания — диалектику, логику и гносеологию, историю и право, философию истории. Характеризуя место и роль немецкого мыслителя в истории философии, Ф.Энгельс отмечал, что основная заслуга Гегеля состоит в том, что он «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...». Главное в его творчестве — диалектика как теория развития всего сущего и метод (способ) философского мышления и познания объективной действительности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.