Классическая немецкая философия, конспект лекций, страница 2

В-третьих, сама философия в эту эпоху стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая свой метод и понятийный аппарат, т.е. как наука.

В-четвертых, в немецкой классике подчеркивалось (учения И.Канта, Л.Фейербаха) особое значение знаний о человеке в струк­туре философии. Антропология здесь выделяется в особую область философского знания, определяется ее предметное поле. Было отме­чено, что человек — это высший предмет философии, особого рода ценность и цель общества.

В-пятых, немецкая классическая философия разрабатывала и подчеркивала принцип деятельности и свободы, характеризующий природу человека как существа активного и творящего. Человек — это созидатель мира культуры, продукт собственной деятельности. Ему присущи высокие духовные качества и способности.

На формирование классической философии непосредственно по­влияло творчество ряда немецких просветителей, великих мыслите­лей и пророков своего времени: Иоганн Гете (великий поэт и философом своего време­ни, ученым-энциклопедистом),  Иоганн Гердер, Фридрих Шиллер (великий немецкий поэт и драматург)

 Основателем немецкой классической философии считается Иманнуил Кант (1724 — 1804 гг.), «первый философ» Германии начала XIX века. Он родился в Кенигсберге, окончил философский факультет и работал домашним учителем, а позже — профессором университета в этом городе. Важнейшие работы Канта - «Всеобщая естественная история и теория неба», «Критика чистого разума», «Критика практического разума». Более всего немецкого философа интересовали,  по его признанию, «звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

    Этот интерес обу­словил наличие в творчестве Канта двух основных блоков: теории познания, а также учения о морали и нравственности. Наря­ду с этим, немецкий мыслитель занимался и проблемами естест­венных наук. Лейтмотивом всей философии Канта являются три его знаменитые вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен де­лать?»  и «На что я могу надеяться?»,

В творчестве И.Канта принято выделять  два периода. Первый («докритический») — до начала 70-х гг. XVIII века, когда ученый обращался к философским проблемам естествознания. В это время он разработал гипотезу о возникновении Солнечной системы из ог­ромного облака разреженных в пространстве частиц материи («туманной массы») и о развитии мира в последующем в соответст­вии с основными законами механики. Кант размышлял о роли при­ливов и отливов в истории Земли и показал, что под их воздействи­ем замедляется суточное вращение планеты. Немецкий мыслитель развивал далее учение Декарта и Галилея о движении и покое. Ему принадлежит идея классификации видов животных по их происхож­дению, тезис о естественном происхождении человеческих рас. Тем самым Кант проводил мысль о развитии мира, о том, что планета Земля ранее имела совершённо иной облик, нежели сейчас.

Второй период в творчестве И.Канта называется «критическим». Это связано с тем, что здесь философ сделал прёдмётом своего пристального и критического исследования человеческий разум, его структуру и познавательные возможности. Кант раскрывал природу человеческого знания и его источники, используя так называемые «трансценденталии», т.е. отвлеченные от действительности логиче­ские понятия. В рамках этого периода он разработал также учение о  морали и нравственности. Теория познания, в понимании Канта, — это последовательное размышление над вопросом о том, при каких условиях возможно действительное познание и каковы его границы. В качестве образца достоверного знания он брал ньютоновское ес­тествознание и математику. Немецкий философ исходил из тезиса о том, что существует независимый от человека и его сознания мир вещей («вещи в себе»). Процесс познания начинается с того, что эти вещи действуют на органы чувств и вызывают у человека ощущения. На базе ощущений формируются понятия и суждения рассудка, а также идеи разума. Однако теоретическое знание, воплощенное в математике и естествознании, еще не несет в себе достоверных сведений о предметах. Математика и естествознание содержат в себе  знания лишь о внешних сторонах и отношениях между вещами, или явлениях. В связи с этим «вещи в себе» остаются за пределами подлинного теоретического познания и не превращаются в «вещи для  нас» (познанные, раскрытые).