* при заедании - изнашивание в результате схватывания, глубинного вырывания материала, переноса его с одной поверхности на другую и воздействие возникших неровностей на сопряженную поверхность;
В парах трения пятник-подпятник одновременно наблюдаются несколько видов изнашивания поверхности подпятника, такие как: механический, коррозионно-механический, абразивный.
Характеристикой износа является интенсивность изнашивания, которая определяется как отношение износа по массе, объему или толщине изношенного слоя к пути трения (или пути пробега) и площади трения.
Интенсивность изнашивания J определяется по следующим формулам:
(1.1.)
(1.2.)
(1.3.)
где DV,DM,DH - соответственно изменение объема, массы, толщины истираемого тела;
AT - площадь поверхности истираемого тела;
g - плотность изнашиваемого материала;
LT - путь трения (или пробег);
Процесс износа обычно происходит в три стадии:
На первой стадии осуществляется приработка, занимающая небольшой отрезок времени. На данной стадии наблюдается нестационарный режим износа с высокой, но постепенно убывающей скоростью изнашивания.
Вторая стадия является самой продолжительной, здесь происходит стабилизация процесса изнашивания, скорость изнашивания небольшая и примерно одинаковая. Постепенное изменение размеров трущихся поверхностей может привести к ухудшению условий эксплуатации. В результате чего скорости изнашивания возрастают и может наступить катастрофический износ.
Третья стадия характеризуется катастрофическим износом.
Контролируемые допускаемые размеры тележек приведены в таблице 8.
Таблица 8
Допускаемые размеры при постройке и выпуске из ремонта
Наименование параметра или неис- |
Размеры, мм |
||
Правности |
по рабочим чертежам |
определяющие, неисправное состояние |
при выпуске из деповском ремонте |
1 |
2 |
3 |
4 |
Рама тележки |
|||
Зазор между скользунами тележки и рамы вагона |
min 3, max 9 (суммарный зазор в тележке не более 14) |
(суммарный зазор в тележке более 20 или менее 2) |
суммарный не менее 6 и не более 16 (для хопперов и думпкаров 6 – 12) |
Разность замеров по базе боковых рам (М, рис 8) |
1,9 |
более 2,5 |
количество шишек на обеих боковых рамах должна быть одинаковым |
Суммарный зазор в буксовых проемах а) вдоль оси вагона б) поперек вагона |
3 – 12 5 – 13 |
менее 3, более 20 менее 5, более 21 |
должно находится в пределах 6 – 15 5 – 13 |
Местный зазор между опорной поверхностью боковой рамы и корпусом буксы |
1 |
более 1,5 |
1 |
Износ фрикционных планок |
0 |
5 |
более 4 мм заменяют |
Расстояние между фрикционными планками в боковой раме (б, рис. 8) |
636-8 |
допускаемый без ремонта, до 648 |
Продолжение табл. 8
1 |
2 |
3 |
4 |
Непараллельность фрик. Планок по вертикали уширением вниз по горизонтали |
от 2 до 5 |
более 10 более 3 |
от 2 до 10 не более 3 |
Износ направляющих поверхностей по ширине буксовых проемов |
0 |
не более 4 (при 8 восстанавливают) |
|
Суммарный износ наклонных поверхностей надрессорной балки, измеренный с одного конца балки |
0 |
более 12 |
до 6 мм |
Размеры подпятника а) глубина б) диаметр вдоль вагона поперек вагона |
28,5 311 307 |
опорные и упорные поверхности, имеющие износы более 3 на сторону и по глубине более 3 ремонтируют |
|
Отсутствие или излом колпака скользуна, отсутствие болта крепления колпака |
не допускается |
||
Износ колпака скользуна |
0 |
5 |
не более 3 мм |
Обрыв заклепок, крепящих фрикционную планку |
не допускается |
обрыв более одной заклепки |
запрещается ослабление заклепок |
Величина разности уровней фрикционных клиньев и надрессорной балки |
занижение от 4 до 12 |
занижение 12, завышение 6 |
среднее завышение не более 6, занижение не более 8 |
Продолжение табл. 8
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Высота в свободном состоянии |
|||||
Разность высот пружин одного рессорного комплекта |
не более 3 |
более 5 |
не более 5 |
||
Разность размера о (рис. 9) двух смежных клиньев |
не более 3 |
более 5 |
производится подбор |
||
Разница размера Н (рис. 8) |
не более 3 |
||||
Изгиб шкворня |
Не допускается изгибы и трещины |
||||
Излом опоры скользуна надрессорной балки |
Не допускается |
При выпуске из деповского ремонта контролируемые поверхности боковых рам и надрессорных балок должны иметь размеры, приведенные в таблице 9.
Таблица 9
Размеры боковых рам и надрессорных балок
Обозначение размера |
Размер, мм |
|
(рис. 8, 9, 10) |
по рабочим чертежам |
допускаемый без ремонта |
1 |
2 |
3 |
а |
343,0 |
|
в |
152,0 |
|
д |
2036 |
|
е |
144 |
|
з |
170 |
|
и |
309,4 |
|
к |
72,0 |
|
л |
60,0 |
|
м |
20,0 |
|
н |
Не более 3 |
|
о |
236±2 |
233¸234 |
п |
69¸72 |
Рис. 8 Размеры боковых рам
Рис. 9 Размеры фрикционных клиньев
Рис. 10 Размеры надрессорных балок
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.