Описание работы типовых релейно-контакторных электрических схем управления электроприводами, страница 22

          КА – токовое реле управлением пуска; КМ2 – контактор ускорения

          Рисунок 7.26 – Схема пуска и торможения двигателя постоянного
                                    тока с параллельной обмоткой возбуждения в
                                    функции тока

При выключении двигателя кнопкой SB1 обмотка якоря ОЯ замыкается на тормозное сопротивление RT и автоматически происходит динамическое торможение. Вначале торможения магнитное поле несколько ослабляется размыканием контакта КМ1 на ползунке регулировочного реостата RB. При снижении скорости выключается контактор ускорения КМ2 и поток усиливается, так как обмотка возбуждения включается на полное напряжение, что приводит к усилению тормозного момента.

Схема управления (рисунок 7.27) осуществляет нереверсивный пуск и динамическое торможение двигателя постоянного тока с обмоткой последовательного возбуждения в следующем порядке.

          +                                                                                                             -

 


          КМ1                RОВ                                                                       RП


          КМ1                          ОЯ                          LM                             KM2

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             KM1                                                                                                                                                                                                                                               RT                                                KM2                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   SB2                                                                                                    SB1                                                                              KM1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        KM1.1                                                                               

                                                                       КМ2 – реле (контактор) ускорения

          Рисунок 7.27 – Схема пуска и торможения электродвигателя
                                    постоянного тока с обмоткой последовательного
                                    возбуждения

Нажатием кнопки SB2 обмотка возбуждения и якорная обмотка подключаются к сети последовательно через пусковое сопротивление RП. Когда скорость достигнет установленной величины, сработает реле ускорение КМ2, замыкающий контакт которого шунтирует пусковое сопротивление RП на весь период работы двигателя.

Отключение двигателя осуществляется нажатием кнопки SB1, происходит динамическое торможение, так как якорь отключается от сети и замыкается на тормозное сопротивление RT размыкающим контактом КМ1. При этом в обмотке возбуждения в начале торможения сохраняется повышенный магнитный поток (при закороченном пусковом сопротивлении), а при снижении скорости вращения и отключении контактора ускорения КМ2 – уменьшенный, так как ток возбуждения в заключительный момент торможения проходит через два последовательно соединённых сопротивления RОВ и RП.

7.5 Схемы управления синхронными электродвигателями

          Автоматизированный пуск синхронного двигателя связан и известными трудностями, так как наряду с ограничением пускового тока нужно осуществить синхронизацию машины с питающей сетью. Однако современные синхронные машины имеют на роторе, кроме основной обмотки, питаемой постоянным током, ещё и дополнительную короткозамкнутую пусковую обмотку типа «беличьей клетки», при помощи которой можно осуществить асинхронный пуск синхронных двигателей.

          При помощи этой обмотки двигатель пускается как обычный асинхронный. Обмотка статора включается в сеть на полное напряжение либо на пониженное напряжение для ограничения броска пускового тока; вначале асинхронного пуска обмотка возбуждения должна быть замкнута на разрядное сопротивление, так как в ней наводится значительная ЭДС при малых значениях скорости ротора. Когда скорость вращения ротора возрастёт и приблизится к синхронной, обмотка возбуждения включается на постоянное напряжение, обеспечивая вхождение двигателя в синхронизм.

          Для снижения напряжения питания при пуске в цепь статора может включаться активное сопротивление, реактор или автотрансформатор.

          На рисунке 7.28 приведена простая и надёжная схема прямого пуска синхронного двигателя низкого напряжения с возбудителем, подключенным при работе непосредственно к обмотке ротора, а при пуске – через разрядное сопротивление RP.