Налоговые поступления в бюджет и развитие налоговой системы, страница 7

Субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать отдельные элементы налогообложения в отношении региональных налогов и только в рамках, определенных НК РФ: налоговые ставки с учетом ограничений, содержащихся в НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты для юридических лиц (кроме налога на игорный бизнес), особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций, а также вводить в действие указанные налоги на своих территориях. По местным налогам аналогичные полномочия имеются на местном уровне[24]. В отдельных случаях, оговоренных в НК РФ, имеются полномочия у субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в отношении специальных налоговых режимов, а также по снижению ставки налога на прибыль организаций в части поступлений в региональный бюджет (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Распределение полномочий уровней власти по налогам и сборам

Уровень законодательных полномочий

Уровень доходных полномочий

Федеральный

Региональный

Местный

Федеральный

Региональный

Местный

НДС

+

+

Акцизы

+

+

+

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

+

+

+

Налог на прибыль организаций

+

+

+

+

Налог на добычу полезных ископаемых

+

+ (100% по углеводородам)

+

Водный налог

+

+

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

+

+

+

Госпошлина

+

+

+

+

Транспортный налог

+

+

+

Налог на имущество организаций

+

+

+

Налог на игорный бизнес

+

+

+

Земельный налог

+

+

+

Налог на имущество физических лиц

+

+

+

Единый сельскохозяйственный налог

+

+

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

+

+

+

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

+

+

+

Патентная система налогообложения

+

+

+

Проанализировав объем и содержание законодательных полномочий на субфедеральном уровне, можно сделать вывод, что они в основном связаны с возможностью создавать лучшие налоговые условия для бизнеса на определенной территории, обеспечивая преимущества в налоговой конкуренции на межрегиональном и местном уровне[25]. Таким образом, в Налоговом кодексе заложена возможность применения налоговых инструментов в регулировании экономического развития отдельных территорий[26]. В некоторых случаях при реализации государственных программ на федеральном уровне закрепляется обязанность субъектов Федерации снижать налоговую ставку в части налога, подлежащей уплате в региональный бюджет, например, по налогу на прибыль организаций в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, то есть устанавливать ее не выше определенного значения. Ярким примером тому может служить такое снижение ставки для участников региональных инвестиционных проектов (ставка не может быть выше 10% в течение первых пяти лет) и резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (не выше 5%) в целях реализации проекта развития Дальнего Востока.