Таким образом, средние темпы роста налоговых доходов по итогам 10 месяцев 2016 года вышли на уровень, превышающий показатель инфляции за 12 месяцев, а единственными факторами, тормозящими рост доходов региональных и местных бюджетов, являются неналоговые доходы (рост с начала года – 102,3%), а также безвозмездные поступления от бюджетов других уровней (94,3%).
В территориальном разрезе сохраняется достаточно разнородная ситуация: в каждом федеральном округе есть регионы с относительно высокими и относительно низкими темпами роста бюджетных доходов, а средние показатели темпов роста доходов консолидированных бюджетов по федеральным округам относительно близки. Если рассматривать ситуацию с точки зрения отношения количества регионов, доходы консолидированных бюджетов которых росли быстрее инфляции, к общему количеству регионов в округе, то к лидерам по темпам роста можно отнести дальневосточный и Северо-Западный федеральные округа (67 и 55% соответственно), а к отстающим – Северо-Кавказский (14%), Центральный (22%) и южный (25%) федеральные округа.
3.2 Направления развития налоговой системы Российской Федерации
Замедление роста экономики РФ в 2013 и 2014 гг., вызвавшее снижение поступлений наиболее важных для бюджета налогов НДС и налога на прибыль, значительно осложнили выполнение важной задачи налоговой политики страны, направленной на сокращение бюджетного дефицита при установленном уровнем налогового бремени организаций и частных лиц[29].
Приведенные задачи могут быть решены путем совершенствования основных элементов налогообложения, или путем улучшения результатов налогового администрирования. К элементам можно отнести налогоплательщиков и объектов налогообложения, методы расчета налоговой базы, расчет налогового периода, ставки и налоговых льгот.
Понижение ставок по налогу на прибыль в период кризисных ситуаций в экономике страны прошлых лет оказало недостаточное влияние на пополнение доходной части бюджетов, к тому же в большей степени собираемость налога снижалась не из-за изменения ставки, а в большей степени - уменьшения налоговых баз плательщиков. Такая мера, не способствовала росту инвестиций, а рост объемов реализации был обусловлен ростом цен на продукцию налогоплательщиков.
Поэтому предлагается использовать более инновационные механизмы роста налоговых доходов страны, основанные на административной работе налоговых и финансовых органов.
Необходимо разработать ряд мероприятий, направленных на повышение собираемости налогов за счет использования новых методик налогового планирования, проведении эффективности налогового анализа, мониторинге эффективности налоговых льгот.
Так, совершенствование процесса отбора налогоплательщиков, для того чтобы включить в план выездных налоговых проверок может осуществляться в двух направлениях:
- совершенствование информационного ресурса ВНП-отбор, цель которого является устранения технических недостатков;
- совершенствование критериев, которые в настоящее время налоговые органы используют для отбора налогоплательщиков.
При этом необходимо внесение изменений в Регламент налоговых проверок, которые систематизированы в таблице 3.2.
Следующее мероприятие, направлено на проведение анализа эффективности использования налоговых льгот.
Так, в 2015 году ни Минфин, ни налоговые службы, не располагали необходимыми сведениями о результативности применения налоговых льгот, так как отсутствовала система их мониторинга и оценки эффективности. Отсутствуют данные, которые могут способствовать принятию объективных решений о продлении или отмене льгот. Не проводится и оценка доходов бюджетов, утерянных в результате использования налоговых льгот.
Таблица 3.2 Внесение изменений в Регламент планирования налоговых проверок
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.