Налоговые поступления в бюджет и развитие налоговой системы, страница 6

c) безналичные налоги – налог изымается у источника, выплачиваемого доход. Поэтому налогоплательщик получает свой доход уже уменьшенный на сумму налога, изъятого с целью зачисления в бюджет (например, НДФЛ);

d) налично-денежные налоги – налоги, уплачиваемые налогоплательщиком  в  бюджет  в  налично-денежной   форме,  уже   после   получения  дохода, [23].

Итак, можно сделать вывод в исследовании истории реформирования налоговой системы РФ можно сказать, что налоги играют важную роль в пополнении бюджетов страны, как консолидированного, так и отдельных его уровней. От того насколько эффективно будет построена налоговая система, зависит собираемость налогов, а также финансирование важных социальных расходов государства.

Налоговая система оказывает существенное влияние на экономический рост и уровень жизни населения. Поэтому, при обосновании проведения мероприятий налоговых реформ следует учитывать все многообразие факторов. Необходимо использовать уроки исторического опыта проведения реформ в налоговой системе Росси и не допускать ошибок в повышении количества налогов, что приведет к снижению контроля собираемости средств, усилении налоговой нагрузки на физических и юридических лиц, поскольку это может отразиться на доходах бюджета отрицательно.


2. Распределение налогов

Учитывая, что основную часть доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составляют налоговые доходы, обеспечение их поступлений для создания финансовой основы развития регионов является важной задачей, при решении которой возникает ряд проблем. Одна из них связана с тем, насколько эффективно реализуется принцип федеративности в налоговой системе России, означающий распределение налогов и сборов по уровням бюджета страны. Необходимость теоретического обоснования такого распределения с учетом практики применения обусловлена двойственностью задачи финансового обеспечения деятельности государства и его субфедеральных образований, которая заключается, с одной стороны, в обеспечении наиболее полного поступления налогов и сборов в целом в бюджет страны, а с другой – в укреплении финансовой самостоятельности субъектов Федерации.

Решение задачи распределения налогов между федеральным и субфедеральным уровнями требует определения соответствующих налоговых полномочий, под которыми понимаются законодательно оформленные права того или иного уровня власти на введение налогов, установление их элементов, получение налоговых доходов и администрирование налогов.

В совокупности налоговых полномочий разных уровней власти могут быть выделены три составляющих:

– законодательные, т. е. полномочия на введение налогов, определение элементов налогообложения, в частности установление налоговых ставок, уточнение налоговой базы и корректировка иных элементов налогов;

– доходные, т. е. полномочия на формирование доходов бюджета за счет тех или иных налогов. Причем необязательно, чтобы в бюджет какого-то уровня поступали только те налоги, в отношении которых этот уровень власти имеет установленные законодательные полномочия. Иными словами, доходные и законодательные полномочия в отношении отдельных налогов по уровням бюджета могут не совпадать (табл. 2.1);

– административные, т. е. полномочия администрировать и собирать налоги.

В рамках налоговой системы Российской Федерации администрирование налогов и сборов полностью реализуется на федеральном уровне. Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России) и ее структурные территориальные подразделения осуществляют в основном все административные действия по контролю налогов: федеральных, региональных и местных, а также налогов, взимаемых в связи с применением специальных налоговых режимов.

Что касается законодательных полномочий, следует заметить, что в ст. 72 Конституции Российской Федерации содержится норма, в соответствии с которой установление общих принципов налогообложения и сборов отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Распределение законодательных полномочий регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), т. е. на федеральном уровне.