Налоговые поступления в бюджет и развитие налоговой системы, страница 2

История становления российской налоговой системы проходила в несколько этапов, представленных на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Этапы формирования налоговой системы РФ[6]

Последовательно рассмотрим особенности каждого из указанных этапов, основываясь на исследованиях и оценках современных ученых.

Основные контуры современной налоговой системы были сформированы в начале 1990-х гг. В это время Россия находилась под действием мощного экономического кризиса, характеризуемого огромными темпами инфляции, высокой безработицей и социальной напряженностью общества. Задачи правительства заключались в формировании эффективной и возможной к реализации в тот период налоговой системы, способной поддержать доходы бюджета, а также реализовать мероприятия, направленные на вывод страны из кризиса.

Решение экономических проблем, вызванных наличием бюджетного дефицита, резким падением объемов производства, низким уровнем развития производительных сил в стране и иных негативных явлений, Правительство попыталось обеспечить за счет налогов. Поэтому характерным для первого этапа налогового реформирования стало огромное количество налогов, регулярная, даже в течение года, смена налогов и ставок, завышение этих ставок. Все это послужило увеличению недоимок в бюджеты всех уровней бюджетной системы страны, развитию массовых попыток налогоплательщиков к уходу от уплаты налогов. К тому же развитие негативных экономических явлений влекло массовое закрытие предприятий, банкротства и снижение доходной части бюджета.

Налоговая система 1990-х гг. в какой-то степени соответствовала налоговым системам зарубежных стран.

Был разработан Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который устанавливал понятие, налога, сбора и пошлины, как обязательного взноса, подлежащего уплате в бюджет соответствующего уровня либо во внебюджетный фонд, который производился плательщиками самостоятельно на добровольной основе и на условиях, определенных законодательными актами[7]. В соответствии с данным Законом налоги находились в одном ряду со сборами и пошлинами, к тому же они не наделялись специфическими признаками, свойственными каждому из налогов, и позволяющими отличать их друг от друга и от других платежей бюджета. В то время это также имели место имущественные санкции, платежи правового характера.

В Законодательство о налогах и сборах регулярно вносились изменения, дополняющие имеющийся состав налогов. Например, Указ Президента Российской Федерации 1993 г. N 2270[8] дополнительно ввел специальный налог с предприятий, который был необходим, по мнению правительства того времени, для финансовой поддержки и развития наиболее важных отраслей народного хозяйства, а также обеспечения стабильной работы предприятий. Также данным Указом был введён и транспортный налог, взимаемый с предприятий. Как отмечает, Щепотьев А.В. [9] этот налог фактически представлял собой пример чрезвычайного налогообложения. В то время было возможным установление налогов, не предусмотренных федеральным законодательством.

Так например, Согласно Указу Президента Российской Федерации 1993 г. N 2268 [10] органам власти субъектов РФ, а также местного самоуправления предоставлялось право дополнительного установления и введения без ограничения любых налогов. А в 1994 г. Законом"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" было введено дополнительно 70 видов налогов регионального и местного значения.

Введение каждого налога сопровождалось изданием отдельного законодательного акта, а внесение изменений в него также производилось на основании Указов, либо Правительства либо регионов. Это значительно усложняло процесс начисления и расчета налогов. К тому же налоговое законодательство того времени имело большое количество расхождений и коллизий, позволяющих уходить от них законным и не законным путем.