Управление конфликтными взаимоотношениями в процессе подготовки футболистов-юношей 13-14летнего возраста

Страницы работы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время проводится ряд исследований, направленных на оптимизацию тренировочного процесса в юношеском спорте. Их авторами предлагаются разнообразные модели тренировочных занятий, направленные на развитие и совершенствование всех качеств, необходимых юному спортсмену. При этом исследуются вопросы восстановления развивающегося организма, внедряются современные эффективные методы, изобретаются новые технические средства. Всё это, без сомнения, способствует достижению более высоких результатов в спортивной деятельности.

Наряду с этим, немаловажным аспектом является изучение взаимоотношений и психологического микроклимата внутри юношеской команды. Современные тенденции юношеского футбола - постоянный рост тренировочных нагрузок, увеличение количества турниров, в которых принимают участие спортсмены, значительный эмоциональный фон проводимых соревнований предъявляют дополнительные требования к психико-эмоциональной сфере подростков. Анатомо-физиологические особенности данного возраста также порождают психологическую напряженность у спортсменов [26, 27, 28, 47, 80, 92]. Всё это отрицательно сказывается как на деятельности самого подростка, так и на его взаимоотношениях с окружающими. С другой стороны, всё это свидетельствует о важности изучения психологического аспекта деятельности юных спортсменов.

Особое значение такие исследования приобретают в командных видах спорта, где результат в значительной степени зависит не только от мастерства отдельных игроков, но и от их взаимоотношений между собой [9, 19, 25,]. В частности, по данным опроса, проведенного Б. Шеленбергом, 87 % опрошенных спортсменов полагают, что благоприятная атмосфера внутри спортивной группы оказывает положительный эффект на результат совместной деятельности [15]. Данную точку зрения разделяют И.П. Андриади, Я.А. Воробьёв А.П. Дмитриев, И.И Сулейманов, Ю.Л. Ханин и др., которые свидетельствуют о необходимости изучения факторов, влияющих на психологический микроклимат в команде [6, 24, 53].

Объектом исследования явились конфликтные взаимоотношения, возникающие в процессе подготовки футболистов-юношей 13-14летнего возраста.

Предметом исследования явилось управление конфликтными взаимоотношениями в процессе подготовки футболистов-юношей 13-14летнего возраста.

Цель исследования заключается в разработке психолого-педагогического аспекта предупреждения и разрешения конфликтов в процессе подготовки футболистов-юношей.

Научная новизна работы заключается в следующем:

-  исследована динамика конфликтных отношений на протяжении всего годичного цикла подготовки футболистов-юношей;

-  выявлен социометрический статус футболистов-юношей в конфликто- генном аспекте;

-  изучены причины конфликтов, возникающих в процессе подготовки футболистов-юношей;

-  определены и выявлены основные приемы и средства предупреждения и разрешения конфликтных проявлений в юношеской футбольной команде;

-  определены типы акцентуации характеров у юных футболистов, что позволило тренерам эффективные предложить приемы урегулирования конфликтных ситуаций.

РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ

Конфликт, как повседневный фактор жизни, захватывает в свой водоворот все, без исключения, ее стороны. Именно это определяет живой интерес к данной проблеме. Спорт является одной из сфер жизнедеятельности, в которой конфликты проявляются в большей степени. Это связано с рядом специфических черт, присущих данному виду деятельности: состояние постоянного противоборства, соперничества, острейшая конкуренция между спортсменами, значительный уровень физических и психологических нагрузок, повышенный эмоциональный фон - всё это приводит к повышению конфликтности. В связи с этим, в последнее время увеличилось количество исследований, посвященных проблемам урегулирования конфликтных взаимоотношений.

При этом в стремлении обосновать природу конфликта возникают диаметрально противоположные теории от полного хаоса до строго детерминированной фатальной неизбежности его возникновения и развития. Такое многообразие представлений о причинах, порождающих конфликт, определяет различные подходы к их разрешению.

Таким образом, во всех сферах жизнедеятельности человека повседневно присутствуют конфликтные взаимоотношения, имеющие в каждом конкретном случае пути и способы своего разрешения, однако эта сторона взаимоотношений остается до сих пор мало изученной.

1.1. Общетеоретический анализ конфликтов

Природа конфликта, пути его разрешения рассматривались еще в древневосточной и античной философиях. Известны властители, которые, не обладая большими научными знаниями, тем не менее, шли к своей цели и добивались ее, умело, используя конфликты, управляя ими, стимулируя и подавляя их, изменяя цели и объекты противоборства. Концепция конфликта охватывает ноосферу, биосферу, экосферу, техносферу через которые и посредством которых осуществляется взаимодействие людей и сообществ [55]. Интерес к этим проблемам особенно обострился в настоящее время. Н. Lenk считает, что конфликт в абсолютном смысловом понимании - неотъемлемая особенность самоорганизующегося процесса, и поэтому является предметом изучения разных дисциплин [39].

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
135 Kb
Скачали:
0