Отсутствие всесторонне объективных критериев также является источником конфликтных ситуаций. По свидетельству ряда авторов, большинство игровых ситуаций, возникающих на футбольном поле, могут привести к конфликту [53,108, и др.].
Причиной конфликта может быть и процесс утомления, которое возникает в процессе тренировочной деятельности и является неотъемлемой его частью, при этом значительно повышается неустойчивость психических процессов.
К сожалению, нередки случаи, когда инициатором конфликта становится сам тренер, который в силу низкого профессионального мастерства не в состоянии предвидеть в своем поведении либо в поведении подростка предпосылок конфликтной ситуации [13, 35, 43]. Примером этого может служить то, что многие тренеры акцентируют внимание подростков на их ошибках, при этом, не раскрывая истинных причин, породивших ошибку, а также не указывают путей ее устранения. Подобная дидактическая неграмотность способна породить безразличие юного спортсмена к словам тренера, причем с возрастом ребята будут считать главным виновником своих ошибок самого тренера.
В работах многих авторов приводятся различные способы урегулирования конфликтных ситуаций. Рассмотрим некоторые из них.
Чтобы лучше понять конфликтную ситуацию, педагог должен приблизиться к внутреннему «Я» конфликтующих. Для того чтобы осуществить это, можно воспользоваться методом интроспекции, то есть поставить себя на место конфликтанта (203).
Н.Б. Стамбулова, изучающая психологические особенности детей школьного возраста и их учет в процессе физического воспитания, в свою очередь, предлагает следующие рекомендации:
- в работе с подростками совершенно необходимо осуществлять дифференцированный, а лучше индивидуальный подход к дозировке нагрузок. Это позволит в свою очередь регулировать процессы утомления;
- при деавтоматизации двигательных навыков у юных спортсменов, прежде всего, необходимо правильно настроить подростка психологически, подчеркивая, что данное явление часто встречается, но оно временное, то есть всегда проходит. При выполнении упражнений все ваши указания и установки должны касаться действия в целом («быстрее», «выше», «резче»), без фиксации внимания спортсмена на деталях. Данное правило способствует снижению внутриличностных конфликтов;
- бороться с однообразием на тренировочных занятиях, так как однообразие вызывает утомление, неустойчивость внимания;
- поощрять стремление подростка к самостоятельности, создавать возможность для проявления инициативы и творчества;
- необходимо воздерживаться от таких выражений как: «Ты бестолковый, бездарный, неисправимый, ничего из тебя не выйдет». Данные высказывания порождают внутреннюю дисгармонию, которая в свою очередь вызывает чувства страха и неизбежности сложившейся ситуации. Наоборот, преподаватели должны пользоваться установками на то, что их подопечные, несмотря на их ошибки и отдельные недостатки, все без исключения хорошие, интересные ребята и вам нравится с ними работать;
- учитывайте, что все поощрения и наказания гораздо более действенны для подростка, если они высказываются не как мнение тренера, а как коллективное мнение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.