Управление конфликтными взаимоотношениями в процессе подготовки футболистов-юношей 13-14летнего возраста, страница 13

A.B. Марквуша полагает, что человек воспитывается всю жизнь, и в связи с этим непрерывно изменяется его характер. Он имеет свою возрастную динамику, которая выражается в своеобразии его становления и проявлений на различных возрастных этапах. Это становление находится в тесной связи с биологической линией развития, которая в некоторые годы: в раннем детстве, у подростка, в старости, играет немаловажную роль в развитии личности. У одних людей контуры характера обрисовываются очень рано, а другие до старости словно ищут самих себя [118].

Встречаются критические этапы в жизни человека, когда происходит своеобразная ломка характера и в борьбе нового со старым, характер приобретает сложную и часто противоречивую структуру. Структура характера динамична не только в том смысле, что черты характера вступают в многообразную, а нередко и изменчивую взаимосвязь, но и в том смысле, что даже устойчивый характер подвержен изменениям в зависимости от тех условий, в которых он формируется и проявляется. Характер у детей проявляется в игровой деятельности. Ребенок, избегающий коллективных игр, тем самым проявляет замкнутость.

Е. Berne, сторонник психоанализа считает, что характер проявляется в неконтролируемых, бессознательных действиях. Он предполагает, что человек поступая бессознательно, снимает с себя ограничивающую его цензуру и проявляет черты своего характера во всей их непосредственности.

Б.В. Зейгарник (1971), изучая поведение спортсменов, выделил шесть типов характера: «Доказать другим», «Доказать себе», «Чужая роль», «Буря в стакане», «Непоседа», «Защита болезнью». Давая краткую характеристику каждого типа характера, автор указывает на недостатки каждого типа. Хотелось бы заметить, что использование советов Б.В. Зейгарника в значительной степени облегчает работу тренера по проблеме урегулирования конфликтных ситуаций. В основу своей классификации автор заложил принцип преобладания одних черт характера над другими, что порождает многообразие характеров [65].

В заключение несколько подробнее рассмотрим классификацию характеров, которую предлагает А.Е. Личко. Данная классификация неразрывно связана с таким понятием как «акцентуация характера». Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего образуется избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим (109). Данная особенность позволяет произвести классификацию характеров. Понятия акцентуации характеров встречается в работе К. Леонгарда, где автор выделяет две степени акцентуации характеров: явную и скрытую. Явная акцентуация - эта степень акцентуации, которая относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Скрытая акцентуация - эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы [109]. А.Е. Личко считает, что доминирующие черты характера, которые определяют его тип, а следовательно и возможную акцентуацию складываются только к 10-12 годам. Наиболее значительное заострение черт характера наблюдается в подростковом возрасте, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении, возникновения конфликтных отношений с окружающими. Поэтому именно в этом возрасте целесообразно проводить исследования в области определения черт характера и акценту аций, выявления «мест наименьшего сопротивления». К концу подросткового возраста или по минованию его, проявления акцентуации могут сгладиться или быть компенсированы (если тренером была проведена своевременная, соответствующая педагогическая работа) настолько, что, могут проявляться лишь при определенных условиях. Таким образом, акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться непостоянно, лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке и почти не обнаруживаться в обычных условиях. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов «слабые места». Подростковые акцентуации представляют определенную опасность - они податливы пагубным влиянием среды и психологическим травмам. Если психологическая травма или сложившаяся ситуация наносит удар по месту наименьшего сопротивления акцентуации характера, то возможно возникновение патологических реакций, а также состояний [103]. При дисгармонии полового созревания может произойти усиление тенденции к закреплению черт аффективной возбудимости и агрессивности у подростков мужского пола, при ускоренном созревании, и наоборот, - тормозных черт, при замедленном созревании (110). Данные положение еще раз подчеркивают важность работы по устранению негативных условий, воздействующих на формирующегося подростка. Для того, чтобы эта работа производилась более эффективно, рассмотрим краткую характеристику данных типов, а также «слабые места» в каждом типе акцентуации характера. Акцентуированные черты характера, при определенных условиях (частые конфликты, бытовые проблемы), могут перерастать в патологическую форму. Поэтому тренеру необходимо вести дополнительный контроль над акцентуированными личностями, создавать благоприятные условия для развития положительных черт личности.