Управление конфликтными взаимоотношениями в процессе подготовки футболистов-юношей 13-14летнего возраста, страница 26

Как видно из таблицы, наиболее высокий уровень конфликтности у квалифицированных спортсменов наблюдался на втором периоде подготовки, в то время как у юных футболистов наиболее конфликтогенным периодом являлся третий период (достоверность различий р < 0,05). Эта особенность, скорее всего, основывается на том, что квалифицированные футболисты, предвидя конкуренцию за место в составе, которая возникнет во время проведения соревнования, начинают вести борьбу уже в специально-подготовительном периоде. Также высокий уровень достоверности различий имел место в начально- подготовительном периоде, где уровень конфликтности у юных футболистов был значительно выше (достоверность различий р < 0,05). В конце же соревновательного периода у юных футболистов наблюдалось достоверное снижение уровня конфликтности, относительно третьего периода. У квалифицированных же футболистов данной тенденции не наблюдалось. Данная особенность объясняется тем, что к концу соревновательного периода у юных спортсменов начинают проявляться элементы коммулятивного утомления, которые подавляюще действуют на нервно-психическое состояние подростков. Эти процессы оказывают влияние на всю деятельность спортсменов, в том числе и на их уровень конфликтности, достоверно снижая его.

Несколько иначе картина обстоит в индивидуальных видах спорта, где результативность выступления спортсмена в меньшей степени зависит от взаимоотношения с коллегами по команде. Примером этому могут служить исследования, проведенные Я.А. Воробьёвым (34). Ему удалось выяснить, что в коллективе профессиональных пловцов не наблюдается высокой конфликтности, в его исследовании использовалась методика Т.А. Полозовой. Сравнение же результатов измерения уровня групповой конфликтности на общеподготовительном этапе, определенных с помощью методики Т.А. Полозовой в констатирующем эксперименте, и по методике Б.А. Бабаяна в формирующем эксперименте показало наличие достоверных различий между ними (р < 0,01), причем, эти различия варьируют от 72 до 72,5 %. Полученный результат свидетельствует о целесообразности использования для регистрации уровня конфликтности в индивидуальных видах спорта в дополнение методики Т.А. Полозовой методику Б.А. Бабаяна (34).

В связи с тем, что начало соревновательного периода, является наиболее конфликтным этапом подготовки футболистов-юношей, нам бы хотелось представить результаты в сравнении с другими этапами.

Изучение качественных характеристик коэффициентов конфликтности в наиболее конфликтогенном этапе подготовки позволило нам получить информацию о содержательной природе внутригрупповых конфликтов, возникающих в футбольной команде. Полученные данные предложены в таблице 6.

Таблица 6

Содержательное исследование конфликтов между юными футболистами в процессе подготовки

Фоновые срезы исследования

Личностные конфликты (%)

Деловые конфликты (%)

7

2

3

4

1

Общеподготовительный этап подготовительного периода

77

23

2

Специально-подготовительный этап подготовительного периода

68

32

3

Начало соревновательного периода

72

28

4

Конец соревновательного периода

79

21


Анализ полученных данных, представленных в таблице, свидетельствует, что личностные факторы оказывают значительное воздействие на характер конфликтного взаимодействия в команде. При анализе содержательной природы конфликтных взаимоотношений на каждом из исследовательских срезов, было отмечено, что юные футболисты во всех типах взаимодействия конфликтных пар отмечают смешанную окраску возникших разногласий, с преобладанием конфликтов на личностной основе. Полученные данные подтверждают мнение ряда авторов: Ф.И. Райса (2000), Д.В. Ронзина (1989), В.И. Енина (1986) и др., которые указывают на то, что личностные особенности играют значительную роль в коллективной деятельности подростка.