Управление конфликтными взаимоотношениями в процессе подготовки футболистов-юношей 13-14летнего возраста, страница 9

В связи с этим, задача воспитателей - тактично и умело преодолеть неправильные взгляды, разъяснить существо дела, рассеять заблуждения подростков. Но использовать для этого следует не скучные нотации и сухие надоедливые нравоучения, а искренние, задушевные, дружеские беседы.

Значительное развитие в этом возрасте умственных способностей, логического, абстрактного, самостоятельного творческого мышления, способности к усвоению аргументации поможет доказать, разъяснить, внушить подростку соответствующую мысль, идею. Подросток способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами. С другой стороны, критические тенденции, развивающиеся у подростка, часто заставляют его недоверчиво и с предубеждением отвергать приводимые доводы, противоречить им (192). Решение данной проблемы во многом зависит от умения тренера представить то или иное положение в настолько ясной, убедительной и бесспорной для подростка форме, что исключается всякая возможность действовать в противоположном направлении.

Одним из самых важных моментов в развитии личности подростка является формирование у него самосознания, потребности осознавать себя как личность. В младшем возрасте нет желания оценивать себя: «Что я за человек? Какая от меня польза? Что во мне хорошего? Какие у меня недостатки?». У подростков же возникает интерес к себе, к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «Я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности [99].

У юного человека постепенно формируется критическая оценка своего поведения и своих личных качеств, то есть самооценка. Правда, самооценка в этом возрасте чрезвычайно неустойчива и своеобразна. Своеобразие ее в том, что недостатки свои подросток вольно или невольно пытается как бы снивили- ровать, компенсировать их другими, более значительными, по его мнению, качествами [113].

Начало формирования и дальнейшее развитие самосознания накладывает отпечаток на всю психологическую жизнь подростка, на характер его спортивной деятельности, на формирование его отношения к окружающему миру, взаимоотношений его с людьми. Самосознание не означает отрыва от действительности и ухода в мир внутренних переживаний, не является проявлением своеобразного стремления к самопознанию и самоконтролю, бесконечному и бесплодному самоанализу [26].

Необходимость самосознания возникает из потребностей жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. В связи с ростом интереса к коллективу и общественной жизни у подростка возникает желание оценить свои возможности, найти свое место в коллективе, осознать, какие особенности его поведения и личности помогают или, наоборот, мешают ему быть на высоте предъявляемых требований [169].

Важной особенностью самосознания подростка является противоречие между потребностью познать себя и недостаточным умением правильно анализировать личностные проявления, недостаточным уровнем объективных знаний о себе. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка и его реальным положением в коллективе, противоречием между отношением его к самому себе, к качествам своей личности и отношением к нему и качествам его личности со стороны взрослых и сверстников [123]. А.Г. Ковалёв в связи с этим справедливо отмечает, как важно правильно оценить личность подростка, чтобы не вызвать у него двух противоположных, но одинаково отрицательных переживаний - чувства превосходства над другими и чувства неполноценности [77].

Анализ литературы по данной теме свидетельствует о том, что знание и учет психологических особенностей помогают тренеру наладить взаимоотношения внутри своего коллектива, а также повысить эффективность работы, направленной на урегулирование конфликтных ситуаций и управления ими.