6. Анализ изучения проблемы в юношеском спорте позволяет отметить следующее:
а) существует очень мало работ по проблеме конфликтов в юношеском спорте. Имеющиеся же работы носят общетеоретический характер и лишь подчеркивают важность изучения данной проблемы.
б) незначительное число исследований, в которых авторы предлагают не просто отдельные приемы и способы разрешения и предупреждения конфликтов, а целый комплекс мероприятий по управлению ими.
7. Теоретические исследования состояния проблемы конфликтных взаимоотношений в юношеских спортивных командах позволили выявить:
а) во-первых, большое количество исследований носит фрагментарный характер;
б) во-вторых, отсутствие работ, посвященных изучению конфликтных взаимоотношений в юношеских спортивных коллективах;
в) в-третьих, отсутствие работ, рассматривающих управление конфликтами с учетом характерологических особенностей юных спортсменов.
Раздел 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
В нашем исследовании для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Анализ документов.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Метод экспертной оценки состояния межличностных отношений в группе.
5. Метод определения причин возникновения конфликтов и средств управления ими.
6. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).
7. Социометрия.
8. Педагогический эксперимент.
9. Методы математической статистики.
Анализ и обобщение научно-методической литературы осуществлялся с целью:
- сформировать представление о состоянии проблемы конфликтов в различных научных направлениях, уделяя при этом особое внимание конфликтам, происходящим в юношеской среде;
- определить тенденции в разработке методик, исследующих конфликтные воздействия в различных сферах деятельности, в том числе и в спорте;
- выявить уровень изученности проблемы конфликтных взаимоотношений в области спорта и, в частности, в юношеском футболе;
- изучить влияние характерологических особенностей подростков на процесс их взаимоотношения.
Анализ документов использовался с целью углубленного исследования игровой деятельности юношеской футбольной команды «Динамо» (г. Киев) за период с 2011 по 2013 гг. Другая необходимость в применении данного метода связана с выявлением оптимального игрового состава команды. В частности, анализировались следующие документы:
- протоколы эффективности технико-тактических действий игроков команды «Динамо» за период 2011-2013гг.;
- протоколы соревновательной деятельности команды «Динамо» за период 2011-2013гг.;
- личные записи тренера команды «Динамо» за период 1997-1999 гг.
Все полученные данные помогли нам более полно разобраться в вопросах истинного взаимоотношения в исследуемой команде.
Педагогическое наблюдение велось, во-первых, для получения информативного материала об игровой деятельности футболистов-юношей. Для этого фиксировались технико-тактические действия (ТТД) по их видам, а также ошибки, допускаемые при их выполнении. Во-вторых, для регистрации конфликтных взаимодействий, возникающих в тренировочном процессе и в играх между собой, т. е. материализованных конфликтов. ТТД фиксировались в ходе контрольных матчей юношеской команды «Динамо» с помощью метода построчной записи игровых действий. Данный метод позволяет регистрировать игровые действия, как пофамильно (по строкам), так и по соответствующим технико-тактическим приемам, указанным в графах протокола; во-вторых, запись сопровождалась постоянным контролем над игроками, которые срывали атакующие действия команды и тем самым снижали уровень ее сыгранности (Голденко Г.А, 1884). Для фиксации этих действий использовался лист бумаги печатного формата, а также диктофон. С момента начала игры записывали буквенные обозначения игрока и условным значком обозначались выполненные им действия. Условные обозначения метода построчной записи игровых характеристик даны в приложении 1. После каждой игры данные обрабатывались и записывались в сводный протокол (см. приложение 2), где высчитывались общие и средние показатели: количество выполненных действий за игру, эффективность их выполнения, брак в действиях, количество выполненных действий по отношению к конфликтогенному партнеру, как для каждого юного футболиста, так и для команды в целом. Все вычисления проводились в процентном отношении к общему количеству выполненных приемов (41).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.