Л.Ф. Обухова считает, что существует прямая зависимость между успешностью разрешения конфликта в детском коллективе и той позицией, которую занимает педагог по отношению к данному явлению. Она также выделяет четыре типа позиции педагогов: позиция авторитарного вмешательства в конфликт; позиция нейтралитета; позиция избегания конфликта; позиция целесообразного вмешательства в конфликт. Автор, при этом выделяет два пути вмешательства в конфликт: прямой - метод взрыва (пересматривает весь уклад жизни); косвенный - педагогический маневр (за счет расширения или сужения сферы влияния участников конфликта, переключения внимания конфликтан- тов). К прямым методам угашения конфликта автор относит: индивидуальную беседу, когда руководитель поочередно приглашает к себе конфликтующих и просит каждого изложить суть и причины столкновения; групповые или коллективные обсуждения, во время которых выслушиваются претензии обеих сторон. Косвенные методы угашения конфликта следующие: принцип «выхода чувств», суть которого заключается в том, чтобы выслушать собеседника - это способствует понижению внутренней напряженности конфликтанта; принцип эмоционального возмещения - человек, обращающийся к вам за помощью, должен рассматриваться как страдающее лицо; принцип «авторитетного третьего»; принцип «обнаженной агрессии» - педагог вынуждает соперников открыто и прямо выражать свои претензии друг к другу, не исключая ссоры; принцип «вынудительного» выслушивания оппонента; принцип «обмена позиций»; принцип «расширения духовного горизонта спорящих». Педагогическое влияние осуществляется следующими способами: административными мерами; индивидуальными беседами; групповыми или индивидуальными обсуждениями.
Управление конфликтными ситуациями, как отмечает в своей работе Е.С. Жариков (1983), требует от преподавателя не только хорошей интуиции и особого такта, но и знания механизмов возникновения конфликтов, общепринятых классификаций и структуры конфликтов, знания функций, которые несут в себе конфликты, умения пользоваться современными методиками, направленными на их урегулирование (64). Данную точку зрения поддерживают и другие авторы (158, 175, 160). Всё это поможет тренеру с наименьшими потерями выйти из конфликтной ситуации.
Выводы к первому разделу
1. Ознакомляясь с литературой по проблеме конфликтов, мы пришли к мнению о том, что наиболее полно понятие конфликта раскрыто И.И. Сулеймановым, который проводил исследования в области спортивной конфликтологии. Таким образом, в дальнейшем под понятием «конфликт» мы будем иметь в виду «...форму проявления противоречия как системы, характеризующейся острым столкновением взаимодействующих подсистем, в качестве которых выступают субъекты деятельности в сфере спорта (спортсмены, тренеры, административные работники, группы и т.д.)».
2. Говоря о синхронной структуре конфликта, большинство авторов выделяют конфликтную ситуацию и конфликтное действие со стороны оппонентов. Диахронная же структура позволяет рассматривать конфликт в разрезе стадий его развития.
3. Большинство авторов в своих работах изучает конкретный тип конфликтов (межгрупповой, межличностный, внутригрупповой, внутриличностный), который в свою очередь, различают по форме проявления - скрытые и открытые; по последствиям - на позитивные, деструктивные и смешанные; по направленности - обоюдные и двусторонние; по времени протекания - на длительные и кратковременные и т.д.
4. В настоящее время нет единого мнения о том, какую роль играет конфликт в юношеском спорте. Однако углубленный и всесторонний анализ возрастных особенностей подростков дает основание утверждать, что конфликты порождают психологическую нестабильность и разрушающе воздействуют на личность подростка.
5. Конфликты, происходящие внутри подросткового коллектива, решающего общую задачу, приводят к блокированию его работы, нарушают систем; взаимосвязей, снижают групповую сплоченность и в итоге снижают эффективность функционирования в целом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.