Таким образом, если один из типов характера достигал МДЧ, именно он и диагностировался у обследуемого. Если же два или более типа характера набирали одинаковое количество баллов, то диагностировался либо смешанный тип, если они совместимы друг с другом (ГЦ, ГИ, ГН, ЦД, Л А, ЛА, ЛС, ЛИ, ЛН, АС, АП, АИ, СП, СШ, ПШ, ШЭ, ШИ, ШН, ЭИ, ЭН, ИН), либо тот тип, который имеет преимущество: Г+Н=Г, Г+А=А, Г+С=С, Г+П=П, Г+Ш=Ш, Г+Э=Г, А+Ш=Ш, А+Э=Э, А+Н=Н, Ц+А=А, Ц+С=С, Ц+П=Ц, Ц+П=Ц, Ц+Ш=Ш, Ц+Э=Э, Ц+И=И, Ц+Н=Н, С+Э=Э, С+И=И, С+Н=Н, Л+ПНП, Л+Ш=Ш, Л+Э=Э, П+Э=Э, П+И=И, п+н=н.
Кроме минимального диагностического числа, которое набирал тот или иной тип характера, к каждому приплюсовывались дополнительные баллы, которые начислялись по графику шкалы объективной оценки (110).
Социометрический метод позволил как количественно, так и качественно представить структуру межличностного общения в команде. С помощью данного метода мы охарактеризовали положительные и отрицательные взаимосвязи в неформальной сфере межличностных отношений, а также измерили степень сплоченности в группе и определили «социометрические позиции» каждого юного футболиста. Испытуемым были предложены социометрические карточки, содержащие перечень фамилий членов группы и вопрос: «Кого из них вы хотели бы пригласить к себе на день рождения?». Респондентам предлагалось в одной колонке отметить фамилии выбранных спортсменов знаком (+), фамилии отвергаемых - знаком (-) и фамилии тех, к которым нет определенного отношения оставить без пометок. Во второй колонке юные футболисты должны были обозначить трех членов группы, которых они хотели бы пригласить соответственно в первую, вторую и третью очередь. Для этого напротив выбранных фамилий респонденты ставили номер нужного ранга -1,2,3 (приложение 6).
При обработке результатов социометрического опроса мы высчитывали общий социометрический статус членов группы: а -в
ПС,= -------- ; где п-1
а - число индивидов, выбирающих обследуемого;
Ъ - число индивидов, отвергающих обследуемого;
п - число лиц, задействованных в опросе (33).
Констатирующий педагогический эксперимент проводился с целью изучения, во-первых, естественного развития межличностных связей в футбольной юношеской команде на протяжении всего футбольного сезона, во-вторых, динамики конфликтности в течение всего макроцикла подготовки.
Педагогический эксперимент имел цель апробировать методику управления конфликтами с учетом типов характера, суть которой сводилась к психолого-педагогическому воздействию на конфликтующие пары, с учетом их характерологических особенностей.
Математическая обработка экспериментального материала, полученного в ходе исследования, велась с использованием современной вычислительной техники. При статистическом анализе экспериментальных данных нами были использованы общепринятые методы и расчеты ряда коэффициентов (среднее арифметическое значение - х; среднеквадратические отклонения - б; ранговый коэффициент корреляции - г и др.) (13). Определение достоверности различий проводилось с помощью ^критерия Стьюдента, парного Т-критерия и Й- критерия Уилкоксона, критерия Х-квадрат. Вычисление выполнялось по общепринятой методике (174). В качестве критического уровня значимости при оценке статистических результатов мы применяли значение вероятности Р = 0,05 и Р = 0,01. Этот уровень значимости вполне обеспечивает необходимую надежность в педагогических исследованиях. Критические значения коэффициентов корреляции рангов для 5 % и 1 % уровня значимости определялись по В.Ю. Урбаху.
2.2. Организация исследования
Исследование проводилось в три этапа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.