Данную точку зрения разделяет и специалист в области менеджмента M.R. Amstuz, который полагает, что конфликт оказывает позитивное влияние на человеческую жизнь, поскольку придает ей общую динамичность. Часто мелкие конфликты снимают давление в обществе, поощряют творчество и инициативу, поддерживают социальные связи [225]. Г.Д. Зарайский, А.Г. Здраво- мыслов и А. Фрейд поддерживают данную точку зрения [66, 68].
Отличительная черта деструктивного конфликта - это тенденция к эскалации и блокированию работы группы (173). Деструктивные конфликты ослабляют ценностно-ориентационное единство и ухудшают морально-психологический климат в коллективе. Борьба непосредственных сторон в таких конфликтах иногда происходит длительно и ожесточенно, а методы нередко противоречат нормам нравственности, при этом конфликт перерастает в склоку [1,2, 8,11, 17].
На уровне группы конфликт может нарушить систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплоченность, а в итоге снижать эффективность функционирования группы в целом [115]. Ю.П. Платонов замечает по этому поводу, что конфликт порождает деструкцию отношений на эмоциональном и когнитивном уровнях [85].
Ряд психологов, изучающих конфликтные взаимоотношения, отмечает, что конфликты способны негативно влиять на психико-эмоциональную сферу человека [25, 45].
Наиболее полно функциональный анализ конфликтов в спорте представил в своей работе И.И. Сулейманов, который в качестве основания для классификации его функций положил внешние характеристики конфликтной деятельности. Исходя из этого, автор выделяет следующие наиболее общие типы функций конфликтов в спорте: экономическую, социальную (в узком смысле понятия), политическую и духовную. Помимо вышеназванных типов функций конфликтов в спорте, автор выделяет по степени специфичности следующие основные разновидности функций конфликтов в спорте: а) общие функции, имеющие опосредованное отношение к различным конфликтам проявлениям в спорте и б) специфические функции, характерные, в первую очередь, для конфликтов в сфере спорта. Кроме этого, каждая из этих функций может иметь либо негативный, либо позитивный оттенок. С учетом этого автор выделяет еще один тип функций конфликтов в спорте - так называемые сквозные функции, к числу которых относятся:
- деструктивная (негативная) функция конфликта, оказывающая разрушающее воздействие как на спортивный коллектив или команду в целом, так и на отдельную личность,
- конструктивная (позитивная) функция, которая несет в себе положительное начало.
А.П. Дмитриев, изучая конфликты среди профессиональных футболистов, в своем исследовании доказал, что конфликты снижают эффективность выступления спортсменов.
Сделанный выше теоретический обзор, позволяет наиболее полно и всесторонне разобраться в проблеме, связанной с урегулированием конфликтов, выбрать оптимальные пути воздействия, направленные на снижение общего уровня конфликтности подростка.
1.2. Психологические особенности подросткового возраста
В отечественной и зарубежной литературе существует много различных характеристик, описывающих 13-14 летний возраст. Рассмотрим основные из них.
Чаще всего в литературе данный возраст называют подростковым [3, 50, 62, 96]. При этом, подростковый возраст определяют как период развития ребенка с 10-11 до 14-15 лет, соответствующий обучению в 4-7-х классах средней школы [109].
Имеет он и другие названия: трудный возраст, переходный возраст [99]. Когда подростковый возраст называют трудным, то чаще всего имеют в виду трудности, с которыми сталкиваются педагоги и родители, общаясь с подростком, обучая и воспитывая его. Вместе с тем, очевидно, что трудности, возникающие у взрослых, являются отражением тех, которые испытывает, переживает сам подросток в этот необычный, но сложный и ответственный период своего развития.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.